Место мировых судей (судов) в судебной системе россии — советы опытного юриста

На просторах Интернета говорят о судебной системе наверно не реже, чем об иных элементах нашего общества. Чем занимаются мировые судьи? Каким образом они назначаются на должность, каковы особенности их статуса? И какое они имеют значение для общества?

Законодательное регулирование

В РФ существует федеральный закон «О мировых судьях». Аналогичный закон принят в регионах страны. Местные акты повторяют положения федерального закона. Отличия касаются процедуры назначения и организации деятельности судей.

На мировых судей распространяется действие закона «О судебной системе», «О статусе судей».

Место мировых судей (судов) в судебной системе России - советы опытного юриста

С целью обеспечения их деятельности, был принят ряд нормативных актов – инструкций, положений. В частности, инструкции об организации делопроизводства.

Процессуальные кодексы (ГПК, АПК, КАС И УПК) дают ответ на вопрос, чем занимаются мировые судьи.

Особенности статуса

Так, чем занимаются мировые судьи? Тем же, чем и их коллеги в других судах страны, согласно компетенции: принимают к своему производству дела и выносят по ним решения. Благодаря этому, они и имеют те же привилегии, что и иные судьи, в части неприкосновенности (особого порядка привлечения к уголовной и дисциплинарной ответственности).

Место мировых судей (судов) в судебной системе России - советы опытного юриста

Государство предоставляет дополнительные гарантии в виде права выхода на пенсию раньше основной массы граждан. Денежное содержание слуг Фемиды значительно выше, чем у многих государственных служащих. Правда, разница в доходах членов судейской корпорации заметна (80 тыс. руб., вместо 200 тыс. руб.в месяц)

Конечно, предоставляются дополнительные выплаты за выслугу лет, за квалификационный класс, премиальные выплаты и др. Собственно, это главное, чем отличается мировой судья от обычного.

Организация деятельности

В регионах страны работают управления по обеспечению деятельности мировых судей. Они решают вопросы их размещения, кадрового обеспечения, оплаты труда и иные задачи. Сюда входит:

  • организация конкурса на замещение должностей судей, прием документов, их передача в законодательное собрание;
  • поиск и содержание помещений, в которых работают судьи и их сотрудники;
  • наем секретарей и помощников судей, оплата их труда.

Место мировых судей (судов) в судебной системе России - советы опытного юриста

Одни регионы создают полноценный департамент или управление, другие передают решение вопросов деятельности мировых судей судебным департаментам. Это организации, выполняющие аналогичные задачи в отношении всех других судов (и общих и арбитражных, независимо от инстанции)

В Дагестане, например, организацией деятельности всех без исключения судей занимается судебный департамент, в Севастополе же работает полноценное управление по обеспечению деятельности мировых судей.

Денежные средства на их деятельность выделяется формально из регионального бюджета. Остальные судьи напрямую финансируются из федерального бюджета.

Председатель районного суда

Районный суд служит апелляционной инстанцией для мирового суда. Через его председателя обеспечивается связь с судебным департаментом.

Председатель — первый, кто принимает жалобы на мирового судью, дает ему характеристику в квалификационную комиссию для продвижения по службе или привлечения к ответственности. От него зависит, получит ли судья премию.

Он обладает правом передать часть дел другому мировому судье, если у первого дел значительно больше, чем у второго.

Как выглядит мировой суд

А как выглядит ленинский мировой суд — наверняка подобным вопросом задаются некоторые жители одноименного района одного из городов нашей страны. Но дело в том, что в законодательстве нет понятия мирового суда. Есть только мировые судьи.

Место мировых судей (судов) в судебной системе России - советы опытного юриста

Для них выделяются отдельные помещения, а некоторые могут работать и непосредственно в здании районного суда, компетенция которого распространяется и на них.

Территория, которую обслуживают судьи, разбивается на участки. Один участок состоит из нескольких улиц населенного пункта или города. Наибольшая нагрузка наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге. Норматив – 25 тыс. населения на один участок.

Информация о том, какие территории входят в состав участков, располагается на сайте районного или городского суда или на страничке портала ГАС.

Подойдя к зданию, где работает мировой судья, гражданин увидит табличку с номером участка. Поэтому понятия, например, «ленинский мировой суд» и ему подобные в законодательстве не существует. Оно применяется лишь в разговорах с чиновниками и юристами. Иски и заявления адресуют мировому судье участка номер такой-то.

Какие дела рассматривают

Чем занимается мировой судья? Казалось бы, ответ прост. Судьи районного уровня имеют специализацию. Одна группа занимается уголовными делами и рассмотрением материалов по КоАП.

Вторая — рассмотрением гражданских и административных дел.

Распространяется специализация и дальше, например, кто-то занимается преимущественно кредитными спорами, кто-то хорошо разбирается в делах, затрагивающих интересы детей, и т. д.

Место мировых судей (судов) в судебной системе России - советы опытного юриста

В компетенцию мировых судей входят дела всех категорий, другое дело, что они считаются простыми, их сложность заключается больше в обилии документов, чем в самих спорах.

Административные споры

КАС РФ предусматривает единственную категорию споров для мировых судей – рассмотрение заявлений о выдаче судебного приказа (взимание налоговых и иных платежей).

Так, гражданские споры включают:

  • иски о прекращении брака, взыскании алиментов, если нет спора о месте проживания детей, опеке над ними;
  • иск по семейному делу передается в районный суд, если затрагивается факт материнства, отцовства, лишения или ограничения права на ребенка, признание брака недействительным, усыновление и удочерение;
  • раздел имущества разведенных супругов, если его цена не выше 50 тыс. руб.;
  • споры о праве на имущество, ценой не более 50 тыс., кроме споров о праве на наследство, на интеллектуальную собственность;
  • споры о порядке пользования имуществом;
  • заявления о выдаче судебного приказа (взыскание алиментов, долга по оплате коммунальных услуг).

Место мировых судей (судов) в судебной системе России - советы опытного юриста

Если в иске предъявлены требования, часть из которых должна рассматриваться районным судом, он передается в районный суд. Изменение подсудности в процессе рассмотрения дела влечет те же последствия.

Таким образом, работа мировых судей заключается в предоставлении возможности районным судам заниматься более сложными, значимыми для граждан спорами.

Административные материалы

Административные материалы – это протоколы, составленные полицейскими и другими уполномоченными должностными лицами (Трудовой инспекцией, Жилнадзором и т. д.).

И основная масса таких дел рассматривается мировыми судами. Из их компетенции исключаются дела, предусматривающие наказание в виде приостановления деятельности предприятия, высылки за пределы страны и т. д.

Подсудность определена главой 23 КоАП.

Уголовные дела

Мировые судьи РФ разрешают уголовные дела, в которых срок наказания не превышает 3-х лет заключения. Полный перечень таких дел изложен в ч. 1 ст. 31 УПК.

Почти все дела связаны с причинением вреда здоровью в той или иной форме. Значительная их часть может быть прекращена путем примирения потерпевшего и обвиняемого. Редко, какое дело у мирового судьи заканчивается приговором к лишению свободы.

В заключение

Мировые судьи обладают тем же статусом, что и их коллеги. Дела, которые они рассматривают, не отличаются большой сложностью, вопрос скорее в их числе. Считается, что целью создания мировой юстиции было облегчение деятельности районных судов, занимающихся более сложными, нетипичными и значимыми делами.

Эксперты ЕУ назвали 5 главных проблем судебной системы РФ

В 2018 году в России проведут масштабную судебную реформу. К этому событию Институт проблем правоприменения (ИПП) при Европейском университете опубликовал доклад, в котором выделил основные проблемы российской судебной системы — от загруженности и зависимости судей до преобладания обвинительных решений — и предложили варианты их решения.

Почему большинство судей принимает шаблонные решения и как юристы и социологи предлагают исправить недостатки судебной системы, чтобы еще и повысить уровень экономики? «Бумага» выбрала главные тезисы доклада.

Проведя эмпирические исследования, сотрудники Института проблем правоприменения выделили пять основных проблем судебной системы России:

Избыточная репрессивность (высокая доля обвинений) судейской системы, в основном в уголовных делах.

Избыточное влияние председателей судов и зависимость судей от организаций, в которых они работают.

Неопределенность оснований для дисциплинарной ответственности судей. По мнению экспертов, это позволяет оказывать влияние на решение судей.

Низкое качество кадрового отбора на должность судьи. Юристы и социологи отмечают, что сейчас в России процедуры назначения судей непрозрачны и не отражены в законах.

Высокая нагрузка на судей, в том числе бюрократическая. Как пишут эксперты, это ведет к «существенному снижению качества судопроизводства», принятию решений «по шаблону», а также «выхолащиванию сути правосудия».

Эксперты утверждают, что решение перечисленных проблем создаст условия, в которых сможет расти рыночная экономика и стабилизироваться экономическая система.

Они аргументируют это тем, что правильно работающая судебная система обеспечивает защиту прав граждан и объединений, в том числе права собственности, что повышает уровень доверия к законодательству у населения. С появлением доверия, пишут юристы и социологи, увеличится объем частных инвестиций и укрепится бизнес.

Авторы доклада, доказывая, что большая часть граждан недовольна деятельностью российских судов и судей, приводят в пример опрос фонда «Общественное мнение», который проводили с 2004 по 2017 год.

Место мировых судей (судов) в судебной системе России - советы опытного юриста

Часть выделенных сотрудниками ИПП проблем — высокая нагрузка, кадровый отбор судей — относятся к судам и арбитражным, и общей юрисдикции, независимо от типа процесса. Однако обвинительный уклон или неравенство сторон в процессе относятся лишь к уголовному судопроизводству.

Читайте также:  Российский уголовный процесс: от заката до рассвета - советы опытного юриста

В доказательство того, что это наиболее проблемная область российской судебной системы, эксперты приводят данные, обобщенные за последние пять лет. На основе этой статистики они доказывают, что в уголовной системе:

Низкая доля оправдательных приговоров (0,13 %) в делах публичного и частно-публичного обвинения (такие дела составляют 93 % от всех уголовных дел).

Большинство запросов следственных органов на предварительное заключение подозреваемого под стражу одобряются. Это 91 % случаев.

Низкая доля оправданий в делах, рассматриваемых при участии присяжных. Подсудимых оправдывают только в 15–16 % случаев.

Абсолютное большинство оправданий приходится на дела частного обвинения, рассматриваемые без участия прокурора. В таких делах доля оправданий составляет около 30 %.

Среднестатистический судья выносит оправдательный приговор раз в семь лет.

При этом авторы отмечают, что не все эксперты разделяют мнение о том, что в уголовных процессах есть обвинительный уклон.

В противовес этому, как пишут эксперты ЕУ, зачастую приводят данные об уголовных делах, прекращенных в суде по нереабилитирующим основаниям, то есть из-за амнистии, истечения сроков давности преследования, смерти свидетеля или обвиняемого или из-за уже имеющегося приговора по данному делу. Доля таких дел составляет 22–24% от всех решений.

  • Основываясь на тех же эмпирических исследованиях, авторы доклада утверждают, что поведение участников судопроизводства, в том числе окончательное решение судьи, зависит не только от формально-правовых факторов.
  • На людей влияют также иерархическая система должностей в суде, цели, нормы и ограничения, определяемые интересами суда и его сотрудников, и заинтересованность людей в том, чтобы продвигаться по карьерной лестнице и избегать рисков.
  • По мнению ИПП, большую роль в принятии решения судьи играют также следующие два фактора:

Судьи зависимы от председателя суда, который играет ключевую роль в назначении их на должность, участвует в распределении нагрузки и премировании, влияет на их карьерный рост.

Привлечь к дисциплинарной ответственности судью могут вышестоящие судебные инстанции, а процедура этого до конца не регламентирована. Например, судей могут привлекать к такой ответственности за отмену судебных решений. Авторы считают, что это влияет на вынесение оправдательных приговоров, которые зачастую обжалуют.

Также эксперты отмечают, что до сих пор нигде не прописаны критерии оценки качества работы судьи: нет норм, определяющих, сколько отмен судебных решений и жалоб, которые подают на судей, допустимо.

Эксперты полагают, что в современной системе на судейские должности чаще всего назначаются юристы, до этого работающие в основном в аппарате суда: часто помощником или секретарем судьи. По их мнению, если изменить отбор кадров на должность судьи, будущие судьи станут менее зависимыми.

Из доклада:

«Это (те, кто приходят на должность судьи — прим. «Бумаги») преимущественно молодые женщины с более высокой, чем у выходцев из других юридических профессий, долей заочного юридического образования.

Среди вновь назначенных судей в 2001 году выходцев из аппарата было 19 %, а в 2013 году — уже 58 %.

Это привело к тому, что судейский корпус сегодня на 32 % состоит из бывших сотрудников аппарата судов (в 2001 году таких было 11 %)».

По мнению докладчиков, такие люди остаются зависимыми от аппарата суда: у них уже выработана привычка к подчинению руководителю и менее развиты навыки самостоятельного принятия судебных решений.

В опросе Института проблем правоприменения более 3/4 судей указали, что они задерживаются после работы ежедневно или несколько раз в неделю. В России нет нормативов нагрузки для судей, поэтому, утверждают эксперты, нельзя однозначно называть эту ситуацию перегрузкой. Тем не менее, как выяснили докладчики, скорость рассмотрения дел в России одна из самых высоких в Европе.

При этом авторы утверждают, что такая нагрузка негативно влияет на качество судопроизводства. В доказательство они приводят следующие данные:

В результате повышенной нагрузки судьи используют шаблонные решения, подставляя в них новые имена и обстоятельства, что доказывается сличением текстов решений суда.

Судьи часто изолированы от общества из-за того, что вынуждены задерживаться на работе. К тому же для профессиональной работы требуется и изучение литературы, и участие в профильных мероприятиях.

Из-за работы с множеством документов судьи меньше обращают внимания на детали и индивидуальные особенности каждого дела, а также на права каждого участника процесса.

Опросы показывают, что из-за высокой нагрузки судьи в большей степени полагаются на документы, чем на выступления сторон, а также сами задают вопросы, чтобы получить нужные для принятия решения сведения.

Чтобы решить выявленные проблемы, эксперты предлагают в том числе изменить действующее в отношении судебной системы законодательство. По мнению авторов доклада, необходимо:

Увеличить фактическую зарплату работников аппарата вдвое или до уровня средней по региону.

Ввести универсальный статус судьи и упростить процедуры его перемещения внутри судебной системы.

Сделать более прозрачными, публичными и предсказуемыми основания для отклонения кандидатуры судьи президентом РФ.

Создать единый независимый Федеральный центр подготовки судей.

Исключить из перечня должностей, дающих юридический стаж, секретаря судебного заседания и секретаря суда. Одновременно отменить требование обязательного высшего юридического образования для этих должностей.

Ввести выборы на должность председателя суда, ограничить пребывание в этой должности сроком четыре года (не более двух сроков подряд), отменить распределение премий по его рекомендации и сократить роль при назначении судей.

Ввести обязательный автоматизированный порядок распределения дел между судьями с учетом их специализации.

Ввести четкие критерии, отделяющие судебную ошибку от дисциплинарного правонарушения.

Ввести обязательную аудиозапись судебного заседания и придать ей статус основного средства фиксирования хода судебного процесса и доказательства.

С полным перечнем предлагаемых реформ можно ознакомиться в докладе экспертов.

Мировой суд: полномочия, место и роль в суд системе. Статус судьи

Статья 28 Закона о судебной системе РФ устанавливает компетенцию мирового судьи, отсылая к ФЗ «О мировых судьях».

Мировые судьи в Российской Федерации, согласно ст.1 Закона о мировых судьях, являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

  • Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
  • В первой инстанции мировой судья рассматривает: (ст. 3 закона)
  • 1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
  • 2) дела о выдаче судебного приказа;
  • 3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  • 4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;
  • 5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
  • 6) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления;
  • 7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;
  • 8) дела об определении порядка пользования имуществом;
  • 9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.
  1. К подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.
  2. Исследователи выделяют отличительные признаки, характерные судопроизводству у мирового судьи. К ним можно отнести:
  3. 1) специальная ограниченная юрисдикция (дела о незначительных правонарушениях и небольших суммах иска);
  4. 2) единоличное рассмотрение дел;
  5. 3) использование упрощенных процедур;
  6. 4) активное использование примирительных процедур для ликвидации споров и конфликтов;
  7. 5) сокращенные сроки рассмотрения дел;
  8. 6) оказание помощи сторонам в собирании доказательств в силу расширения принципа состязательности сторон;
  9. 7) пересмотр судебных решений мировых судей в апелляционном порядке.

36. Суды общей юрисдикции субъектов РФ: состав, структура, полномочия.Суды общей юрисдикции среднего звена состоят из председателя, его заместителей, председателей судебных коллегий, членов суда (судей) и народных заседателем. Точная штатная численность конкретного суда определяется исходя из объема судебной работы.

Читайте также:  Право пользования жилым помещением, предоставленным по завещательному отказу - советы опытного юриста

Структура суда обшей юрисдикции среднего звена: судебная коллегия по гражданским делам; судебная коллегия по уголовным делам; президиум суда.В каждом суде общей юрисдикции среднего звена создаются судебные коллегии по гражданским делам и по уголовным делам, распределение судей по которым осуществляет председатель соответствующего суда.

Председатели судебных коллегий являются заместителями председателя суда. Судебные коллегии рассматривают соответственно гражданские и уголовные дела по первой инстанции и в кассации. Кроме того, судебная коллегия по гражданским делам пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, ранее рассмотренные этой же коллегией.

Составы судебных коллегий при рассмотрении судебных дел:1) по первой инстанции:а) судья-профессионал и два народных заседателя; б) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей (рассматривают по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст.

31 УПК РФ); в) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции (рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со ст. 231 УПК РФ);2)в кассационной инстанции — три судьи-профессионала.

При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании. В крупных судах общей юрисдикции среднего звена судебные коллегии делятся на судебные составы, председателей которых назначает председатель соответствующего суда.

Председатель судебного состава председательствует на заседаниях состава и распределяет судебные дела между судьями — членами состава.

Органы и лица, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции: 1) Председатель Верховного Суда РФ, его заместители, аппарат Верховного Суда РФ- организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ (делопроизводство, ведение судебной статистики, работа с нормативными актами и т. п.

); 2) квалификационные коллегии судей — вопросы приостановления и прекращения полномочий судей, дача заключений о возможности занятия конкретными кандидатами определенных судейских должностей и т. п.

; Судебный департамент при Верховном Суде РФ — организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции основного и среднего звена; 3) Министерство юстиции РФ (Управление военных судов Министерства юстиции РФ осуществляет организационное обеспечение деятельности военных судов) — осуществляет исполнение приговоров и иных судебных решений (в т. ч. через Службу судебных приставов), организует работу по учету и систематизации законодательства, организует работу учебных заведении по повышению квалификации судей и т. п.; 4) Президент РФ, Администрация Президента РФ, Правительство РФ — различные льготы для судей, вопросы их социального обеспечения и т. п.

37. Военный суд (ВС) РФ: состав, структура, полномочия.Характеристика:1) ВС входят в подсистему судов общей юрисдикции рос. суд.

сис-мы и выполняют те же задачи, что и невоенные суды общей юрисдикции; 2) ВС, как и все иные суды, обязаны строго следовать принципу законности и соблюдать в своей деят-тии требования закона, защищать права и свободы граждан, охранять права и законные интересы общества и гос-ва.

гражданские и уголовные дела военные суды рассматривают строго в порядке, предусмотренном ГП и УПК РФ; 3) ВС не рассматривают дела об административных правонарушениях и не дают разъяснений по вопросам судебной практики; 4) ВС суды рассматривают уголовные и гражданские дела с участием строго определенных категорий граждан; 5) в исключительной подведомственности военных судов находятся дела о преступлениях против военной службы; 6) функционирование военных судов происходит в условиях военной службы, поэтому их расположение связано не с административно-территориальным делением РФ, а с дислокацией соответствующих воинских формирований (флотов, видов войск и пр.), которые могут находиться и за пределами РФ; 7) высший судебный контроль за деятельностью военных судов осуществляет Верховный Суд РФ; 8) при осуществлении своих судебных полномочий военные суды независимы и не подчиняются никаким органам военного управления, в т. ч. командованию соответствующего воинского формирования.Подведомственность военных судов:1)гражданские дела:а) о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемы законом интересов военнослужащих ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, о действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений; б) возникшие и подлежащие рассмотрению в местах, где не функционируют гражданские суды (например, за пределами РФ); в) о возмещении ущерба, причиненного преступлением, дело о котором рассматривается военным судом в соответствии с нормами о под ведомственности уголовных дел; г) о незаконности нормативных и ненормативных правовых актов органов военного управления, воинских частей и учреждений (по протес там военных прокуроров); 2) уголовные дела:а) о преступлениях, совершенных военнослужащими. Военнослужащими являются граждане, проходящие добровольно (по контракту) и по призыву на военную службу как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы РФ, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в Железнодорожных войсках РФ, войсках Федерального агентства правительственной связи информации при Президенте РФ, войсках гражданской обороны инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах Федеральной службы безопасности РФ, органах Федеральной пограничной службы РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях Гос. противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых в военное время специальных формированиях; б) о преступлениях невоеннослужащих, совершенных во время прохождения ими военных сборов в местах, где не функционируют гражданские СУДЫ в соучастии с военнослужащим (военнослужащими), лицами начальствуюшего состава исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ против порядка несения службы; в) военные суды, расположенные в местах дислокации войск за пределами РФ рассматривают уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими гражданами России, если:1) деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией РФ, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы РФ; 2) иное не предусмотрено международным договором РФ.

38. Верховный суд РФ: состав, структура, полномочия. Верховный Суд РФ состоит из Председателя Верховного Суда, его заместителей, членов суда и народных заседателей. Судьи Верховного Суда РФ назначаются на неограниченный срок Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Судья, назначенный на должность, приносит присягу на торжественном собрании судей Верховного Суда РФ перед Государственным флагом РФ.

Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Верховного Суда РФ: 1) высшее юридическое образование; 2) достижение 35-летнего возраста; 3) стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет; соответствие высоким нравственным требованиям, предъявляемым к судьям Верховного Суда РФ. Структура Верховного Суда РФ включает в себя следующие подразделения; 1.

Пленум; 2.Президиум; 3. кассационная коллегия; 4.Судебная коллегия по гражданским делам; 5.Судебная коллегия по уголовным делам; 6.Военная коллегия.

Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ сроком на 6 лет по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и имеет следующие полномочия: 1) организует работу суда; 2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение; 3) распределяет обязанности между заместителями Председателя, а также между судьями; 4) организует работу по повышению квалификации судей; 5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в т. ч. назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда; 6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда; 7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда. Заместители Председателя Верховного Суда РФ имеют следующие полномочия: 1) председательствуют в заседаниях судебных коллегий; 2) приносят надзорные протесты; 3) приостанавливают в установленных законом случаях исполнение приговоров и иных судебных решений; 4) ведут прием граждан. В случае отсутствия Председателя Верховного Суда РФ его обязанности выполняет первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ, а при его отсутствии — один из заместителей Председателя Верховного Суда РФ. Статус заместителей Председателя Верховного Суда РФ имеют председатели кассационной и судебных коллегий Верховного Суда РФ, которые имеют ряд дополнительных полномочий: 1) председательствуют в заседаниях возглавляемых ими коллегий или назначают для этого других членов коллегий; 2) образуют судебные составы для рассмотрения конкретных дел; 3) осуществляют руководство работой коллегий и представляют Пленуму Верховного Суда РФ отчеты о работе возглавляемых ими коллегий. Аппарат Верховного Суда РФ включает в себя следующие подразделения: 1) ведущие отделы (отдел приема граждан, отдел проверки судебных решений в порядке надзора, отдел обобщения судебной практики, отдел работы с законодательством, международно-правовой отдел управления: хозяйственное управление, управление делами, планово-финансовое управление); 2) прочие отделы (секретариат Президиума Верховного Суда РФ, отдел кадров, первый отдел, общий отдел, отдел контроля и исполнения судебных решений, отдел хранения судебных документов). В организационном обеспечении работы Верховного Суда РФ участвуют: начальник канцелярии, секретари суда, секретари судебных заседании и т. п.

Читайте также:  Арбитражный адвокат в Самаре - советы опытного юриста

39. Пленум Верховного суда РФ: состав, полномочия.

15.Место мирового судьи в судебной системе России

Мировые судьи
в Российской Федерации являются судьями
общей юрисдикции субъектов РФ и входят
в единую судебную систему РФ.

Полномочия,
порядок деятельности мировых судей и
порядок создания должностей мировых
судей устанавливаются Конституцией,
Законом о судебной системе, иными
федеральными конституционными законами,
Федеральным законом от 17.12.

1998 № 188-ФЗ «О
мировых судьях в Российской Федерации»,
а порядок назначения (избрания) и
деятельности мировых судей устанавливается
также законами субъектов РФ.

Мировые судьи
осуществляют правосудие именем Российской
Федерации. Порядок осуществления
правосудия мировыми судьями устанавливается
федеральным законом, а в части, касающейся
осуществления правосудия по делам об
административных правонарушениях,
может устанавливаться также законами
субъектов РФ.

Компетенция
мирового судьи. Мировой судья рассматривает
дела, отнесенные к его компетенции,
единолично. Мировой судья рассматривает
в первой инстанции:

  • – уголовные
    дела о преступлениях, за совершение
    которых может быть назначено максимальное
    наказание, не превышающее трех лет
    лишения свободы;
  • – дела о
    выдаче судебного приказа;
  • – дела о
    расторжении брака, если между супругами
    отсутствует спор о детях;
  • – дела о
    разделе между супругами совместно
    нажитого имущества;
  • – иные дела,
    возникающие из семейно-правовых
    отношений, за исключением дел об
    оспаривании отцовства (материнства),
    установлении отцовства, лишении
    родительских прав, усыновлении
    (удочерении) ребенка;
  • – дела по
    имущественным спорам при цене иска, не
    превышающей 500 минимальных размеров
    оплаты труда, установленных законом на
    момент подачи заявления;
  • – дела,
    возникающие из трудовых отношений, за
    исключением дел о восстановлении на
    работе;
  • – дела об
    определении порядка пользования
    земельными участками, строениями и
    другим недвижимым имуществом;
  • – дела об
    административных правонарушениях,
    отнесенные к компетенции мирового судьи
    КоАП;
  • – дела по
    вновь открывшимся обстоятельствам в
    отношении решений, принятых мировым
    судьей в первой инстанции и вступивших
    в силу.

Мировые судьи
осуществляют свою деятельность в
пределах судебных участков. Общее число
мировых судей и количество судебных
участков субъекта РФ определяются
федеральным законом по законодательной
инициативе соответствующего субъекта
РФ, согласованной с Верховным Судом РФ,
или по инициативе Верховного Суда РФ,
согласованной с соответствующим
субъектом РФ.

Судебные
участки и должности мировых судей
создаются и упраздняются законами
субъектов РФ. Судебные участки создаются
из расчета численности населения на
одном участке от 15 до 30 тыс. человек. В
административно-территориальных
образованиях с численностью населения
менее 15 тыс. человек создается один
судебный участок.

Порядок
назначения на должность мировых судей.

Мировым судьей может быть гражданин
Российской Федерации, достигший возраста
25 лет, имеющий высшее юридическое
образование, стаж работы по юридической
профессии не менее пяти лет, не совершивший
порочащих его поступков, сдавший
квалификационный экзамен и получивший
рекомендацию квалификационной коллегии
судей соответствующего субъекта РФ. От
сдачи квалификационного экзамена и
представления рекомендации квалификационной
коллегии судей соответствующего субъекта
РФ освобождаются лица, имеющие стаж
работы в должности судьи федерального
суда не менее пяти лет.

Мировой судья
не вправе быть депутатом представительных
органов государственной власти или
органов местного самоуправления,
принадлежать к политическим партиям и
движениям, осуществлять предпринимательскую
деятельность, а также совмещать работу
в должности мирового судьи с другой
оплачиваемой работой, кроме научной,
преподавательской, литературной и иной
творческой деятельности.

Мировые судьи
назначаются (избираются) на должность
законодательным (представительным)
органом государственной власти субъекта
РФ либо избираются на должность населением
соответствующего судебного участка в
порядке, установленном законом субъекта
РФ, на срок, установленный законом
соответствующего субъекта РФ, но не
более чем на пять лет. По истечении
указанного срока лицо, занимавшее
должность мирового судьи, вправе снова
выдвинуть свою кандидатуру для назначения
(избрания) на данную должность.

  1. При повторном
    и последующих назначениях (избраниях)
    на должность мирового судьи мировой
    судья назначается (избирается) на срок,
    устанавливаемый законом соответствующего
    субъекта РФ, но не менее чем на пять лет.
  2. Полномочия
    мирового судьи прекращаются по истечении
    срока, на который он был назначен
    (избран), либо в случаях и порядке,
    установленных Законом о статусе судей.
  3. Полномочия
    мирового судьи могут быть приостановлены
    решением квалификационной коллегии
    судей субъекта РФ в случаях и порядке,
    которые установлены указанным Законом.

Значение деятельности мировых судей в Российской Федерации

В статье раскрывается значение деятельности мировых судей в Российской Федерации, описываются проблемы, с которыми приходится сталкиваться мировым судьям.

Институт Мировых судей существовал еще в царской России, но в советский период этот институт был упразднен. Возрождение института мировых судей, в основном, обусловлено необходимостью разгрузить районных судей. Мировые судьи призваны облегчить нагрузку на судебную систему РФ.

Таким образом, переданные дела районных судов были отражены во вступившем в силу 17 декабря 1998 г. Федеральном Законе «О мировых судьях в Российской Федерации»[1].

Исторически специфика деятельности этого судебного института в России заключалась в том, что необеспеченность условиями труда мировых судей порождали проблемы, с которыми приходилось сталкиваться им.

В начале 20 века мировые судьи были более загружены делами, испытывали проблему нехватки материальных и финансовых средств и неустроенность в социальном плане. Преемственность этих проблем наблюдается и в настоящее время.

Мировые судьи относятся к судьям субъектов Российской Федерации. Мировые суды являются судами первой инстанции системы судов общей юрисдикции. Решение мировых судов можно обжаловать в 10-дневный срок в суд второй инстанции – районный суд. В своей деятельности, мировые судьи руководствуются Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе», ФЗ «О мировых судьях».

В последние годы в сфере мирового судопроизводства, как и во многих других сферах, распространяется использование автоматизированных информационных систем (АИС).

Например, ведение дел, подлежащих рассмотрению мировым судьей в системе АМИРС в значительной степени упростило порядок судопроизводства, облегчило доступ к информации о предстоящих и прошедших судебных заседаниях и результатов рассмотрения дел в суде.

Делопроизводство в суде не является чем-то исключительным, присущим лишь судебной процедуре, но, тем не менее, делопроизводство в суде имеет существенные отличия от сходной деятельности по работе с документальными материалами в других учреждениях.

Это обусловлено, прежде всего тем, что делопроизводство в суде самым непосредственным образом связано с обеспечением основной и исключительной функции суда – отправлением правосудия.

Результаты судебной практики позволяют провести оценку эффективности российского законодательства в различных сферах.

Например, благодаря судебной практике оценивается эффективность российского законодательства в сфере хозяйственной деятельности[2,3].

По гражданским делам в практике мировых судов достаточно часто встречаются дела по защите нарушенных гражданских(имущественных) прав. Выбор конкретного способа защиты лежит на потерпевшей стороне[4].

На наш взгляд, необходимо повышать эффективность мирового судопроизводства, справедливость вынесенных решений, в отношении сторон судебного процесса, которые не должны зависеть от двух факторов: территориального расположения мировых судей на судебных участках, которые создаются на относительно небольших территориях административно-территориальных образований исходя из численности населения, на них проживающего; и упрощенной, ускоренной формы судопроизводства у мировых судей. Рассмотрение дел мировым судьей – наиболее доступный для граждан способ судебной защиты. По сравнению с федеральными судами производство у мирового судьи требует и меньших материальных издержек для государства и лиц, участвующих в деле.

Деятельность мирового судьи позволяет не только снизить нагрузку на судебную систему в России, но и укрепить законность, обеспечить верховенство право.

Проблема укрепления законности и установления верховенства права всегда была актуальна для России[5]. Только строгое соблюдение законности есть стратегически верный путь развития России в современных условиях.

Обеспечение верховенства права должно быть одним из приоритетных направлений для мировой юстиции.

Роль мировых судей проявляется в осуществлении превентивной функции права, т.е. в предупреждении совершения новых правонарушений различного правового характера.

Одновременно с этим, следуя духу и букве российского законодательства мировой судья должен придерживаться принципа гуманности при вынесении судебных решений.

Законодателю, и вышестоящим судебным органам следует строго следить и придавать значение охране законных прав и обязанностей мировыми судьями как граждан, так и государственных и муниципальных образований.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *