МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА — советы опытного юриста

Как Генеральная прокуратура Российской Федерации участвует в международном правовом сотрудничестве?

В целях борьбы с преступностью и защиты прав человека Генеральная прокуратура Российской Федерации сотрудничает с международными органами и организациями, а также с компетентными органами иностранных государств.

Такое сотрудничество мы осуществляем на основе российского законодательства, двусторонних и многосторонних международных договоров Российской Федерации или на основе принципа взаимности с коллегами из более чем 80 стран мира. Традиционно в широких масштабах и наиболее плодотворно складываются отношения со странами СНГ, однако мы взаимодействуем и с другими государствами.

Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации также активно участвуют в деятельности различных международных органов и организаций, в т.ч.

соответствующих структур ООН (Управление по наркотикам и преступности, Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Конференции участников Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и др.

), Антикоррупционной рабочей группы «Группы двадцати», рабочей группы Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, Международной организации уголовной полиции (Интерпол), Консультативного совета европейских прокуроров (Совет Европы), Группы государств против коррупции (ГРЕКО) и Комитета экспертов Совета Европы по действию европейских конвенций о сотрудничестве по уголовным делам, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Руководство Генеральной прокуратуры Российской Федерации принимает участие в заседаниях, созданного в рамках государств – участников Содружества Независимых Государств (СНГ), Межгосударственного совета по противодействию коррупции, Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников СНГ (КСГП), генеральных прокуроров государств – членов Шанхайской организации сотрудничества, встречах генеральных прокуроров стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика), а также во встречах генеральных прокуроров государств – членов Совета государств Балтийского моря.

Осуществляется взаимодействие и с международными неправительственными организациями. Например, Генеральная прокуратура Российской Федерации является членом Международной ассоциации прокуроров (МАП) и Международной ассоциации антикоррупционных органов (МААО).

Свидетельством высокого международного авторитета российской прокуратуры является то, что ее представители избраны в руководящие и рабочие органы ряда авторитетных международных организаций, в т.ч. СНГ, Совета Европы, МАП и МААО.

В частности, с момента создания в декабре 1995 г. КСГП его председателем постоянно избирается Генеральный прокурор Российской Федерации.

Приоритетным направлением участия российской прокуратуры в международном сотрудничестве является повышение эффективности практического взаимодействия с компетентными органами иностранных государств в сфере уголовного судопроизводства, в первую очередь, по вопросам выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, оказания правовой помощи по уголовным делам, в том числе в вопросах возврата из-за рубежа имущества, полученного в результате совершения преступлений.

В соответствии с международными договорами и российским законодательством Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом Российской Федерации в вопросах выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам.

Кроме того, Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом по заключенной в рамках СНГ Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения (1997 г.).

О масштабах сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства говорит то, что ежегодно Генеральной прокуратурой Российской Федерации рассматривается более 10 тысяч запросов о выдаче, правовой помощи по уголовным делам и другим вопросам, отнесенным к компетенции Генеральной прокуратуры Российской Федерации (более подробно об участии в международном сотрудничестве см. в разделе «Международное сотрудничество» на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации «genproc.gov.ru»). 

Часть 5. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства

  • Раздел XVIII. Порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями
  • Глава 53. Основные положения о порядке взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями
  • Статья 453. Направление запроса о правовой помощи
  • Статья 454. Содержание и форма запроса
  • Статья 455. Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства
  • Статья 456. Вызов свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами территории Российской Федерации
  • Статья 457. Исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи
  • Статья 458. Направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования
  • Статья 459. Исполнение запросов об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории Российской Федерации
  • Глава 54. Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора
  • Статья 460. Направление запроса о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства
  • Статья 461. Пределы уголовной ответственности лица, выданного Российской Федерации
  • Статья 462. Исполнение запроса о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации

Статья 462.1. Транзитная перевозка выданных лиц

  1. Статья 463. Обжалование решения о выдаче лица и судебная проверка его законности и обоснованности
  2. Статья 464. Отказ в выдаче лица
  3. Статья 465. Отсрочка в выдаче лица и выдача лица на время
  4. Статья 466. Избрание или применение избранной меры пресечения для обеспечения возможной выдачи лица
  5. Статья 467. Передача выдаваемого лица
  6. Статья 468. Передача предметов
  7. Глава 55. Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является
  8. Статья 469. Основания передачи лица, осужденного к лишению свободы
  9. Статья 470. Порядок рассмотрения судом вопросов, связанных с передачей лица, осужденного к лишению свободы
  10. Статья 471. Основания отказа в передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является
  11. Статья 472. Порядок разрешения судом вопросов, связанных с исполнением приговора суда иностранного государства
  12. Статья 473. Утратила силу

Глава 55.1. Производство по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с признанием и принудительным исполнением приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным путем

Статья 473.1. Признание и принудительное исполнение приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным путем

Статья 473.2. Содержание запроса о признании и принудительном исполнении приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным путем

Статья 473.3. Суд, рассматривающий запрос о признании и принудительном исполнении приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным путем

Статья 473.4. Порядок рассмотрения запроса о признании и принудительном исполнении приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным путем

Статья 473.5. Основания для отказа в признании и принудительном исполнении приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным путем

Статья 473.6. Постановление суда по результатам рассмотрения запроса компетентного органа иностранного государства о признании и принудительном исполнении приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным путем

Статья 473.7. Выдача исполнительного листа и направление его для принудительного исполнения

Вопрос 416. Общая характеристика оснований и порядка осуществления международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства

Вопрос 416. Общая характеристика оснований и порядка осуществления международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

  • Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства – основанное на международном договоре РФ, международном соглашении или на принципе взаимности взаимодействие российских судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями по вопросам оказания правовой помощи, выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.
  • В УПК (ст. 453-473) закреплены нормы, регулирующие различные аспекты международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства:
  • — оказание правовой помощи;
  • — выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора;
  • — передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.

Под правовой помощью по уголовным делам в межгосударственных отношениях понимается выполнение судами и другими органами уголовного правосудия по поручению иностранных властей отдельных процессуальных действий (допрос свидетелей, обвиняемых, вручение судебных документов, производство экспертизы и т.п.) по уголовным делам.

Читайте также:  Ходатайство о переквалификации действий обвиняемого - советы опытного юриста

Другими словами, правовая помощь по уголовным делам – это деятельность одного государства по выполнению (по соответствующей просьбе другого государства – стороны договора) определенных процессуальных действий в сфере уголовного судопроизводства, тем самым оказание помощи в применении права для осуществления правосудия в другой стране.

  1. В перечень предусмотренных видов (форм) взаимной правовой помощи по уголовным делам входят:
  2. 1) получение показаний и заявлений от отдельных лиц (включая обвиняемых, подозреваемых, свидетелей, потерпевших, экспертов и др.);
  3. 2) содействие в предоставлении задержанных или других лиц для дачи свидетельских показаний или оказания помощи в проведении расследований;
  4. 3) вручение документов, связанных с производством по уголовному делу, в том числе повесток;
  5. 4) производство обысков и выемок;
  6. 5) производство осмотров, в том числе судебных;
  7. 6) предоставление информации, вещественных доказательств, оригиналов или заверенных копий соответствующих документов и материалов, включая банковские, финансовые, юридические и деловые;
  8. 7) установление личности и местонахождения лиц;
  9. 8) проведение экспертиз;
  10. 9) определение или выявление доходов, собственности, средств или других вещей, их передача для доказательственных целей, а также осуществление мер, связанных с наложением ареста, конфискацией и передачей имущества, полученного преступным путем, реституцией и взысканием штрафов;
  11. 10) оказание любой другой помощи, не противоречащей внутреннему законодательству запрашиваемого государства.

Особо значимым для России многосторонним документом, регулирующим рассматриваемые вопросы, стала Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в Минске 22 января 1993 года Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Украиной. К ней в 1995 г. присоединился Азербайджан, а в 1996 г. – Грузия.

В настоящее время в России действуют также двусторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенные ею (либо СССР) с Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Ираком, Ираном, Йеменом, Кипром, Китаем, КНДР, Кубой, Латвией, Литвой, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом, Финляндией, Чехословакией, Эстонией и Югославией.

Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора. Производство по большинству уголовных дел осуществляется силами и средствами национальных правоохранительных органов на территории государства, где было совершено преступление.

Однако на практике возникают ситуации, когда лицо, совершив преступление на территории одного государства, с целью избежать уголовной ответственности либо по иным причинам уезжает в другое государство, где проживает открыто или скрывается от правоохранительных органов.

Существующий в международном праве институт выдачи или экстрадиции обязывает государства, между которыми заключены соответствующие двусторонние или многосторонние договоры, по заявленному в установленном порядке требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

В случаях, когда выдача невозможна, государства, на территории которых находятся правонарушители (запрашиваемые государства), обязуются самостоятельно возбуждать и осуществлять уголовное преследование этих лиц.

Вопросы оказания правовой помощи, выдачи и уголовного преследования между странами – членами Совета Европы решаются на основе Европейской конвенции о выдаче (открыта для подписания 13 декабря 1957 г., вступила в силу 18 апреля 1960 г.).

Данная конвенция установила обязательства, условия и порядок взаимной выдачи лиц, в отношении которых ведется уголовное преследование или которые разыскиваются для приведения в исполнение приговора или постановления о задержании. Тесно связанная с ней Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (вступила в силу 12 июня 1962 г.

) регулирует комплекс вопросов, касающихся оказания правовой помощи на взаимной основе в вопросах уголовного преследования.

Основная цель договоров (конвенций) о выдаче, взаимной правовой помощи по уголовным делам и другим вопросам международного сотрудничества в борьбе с преступностью заключается в том, чтобы создать правовые возможности сотрудничества компетентных органов различных государств в целях эффективного осуществления уголовного правосудия

При отсутствии у России международного договора или международного соглашения правовая помощь осуществляется на основе принципа взаимности. Он подтверждается письменным обязательством компетентных органов Российской Федерации оказать от имени России правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.

Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.

Основанием такой передачи является решение суда по результатам рассмотрения представления компетентных органов соответствующего государства, либо обращения осужденного или его представителя, а равно компетентных органов иностранного государства в соответствии с международным договором РФ на основе принципа взаимности.

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства как одно из направлений деятельности органов прокуратуры

На сегодняшний день наиболее важной и актуальной для прокуратуры Российской Федерации становится проблема развития международного сотрудничества правоохранительных структур соответствующих государств, которые осуществляют борьбу с преступностью.

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства представляет собой основанное на международном договоре или принципе взаимности взаимодействие российских судей, органов прокуратуры, органов, осуществляющих предварительное следствие и дознание, с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств либо международными организациями по вопросам оказания правовой помощи [3, с.347].

В числе правоохранительных органов, которые участвуют в международном сотрудничестве, особое место занимает прокуратура РФ. Она является активным участником международных правовых отношений, а также в рамках надзорной функции осуществляет надзор за исполнением международных договоров, которые являются составной частью правовой системы РФ.

Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

Таким образом, международное сотрудничество прокуратуры РФ с соответствующими органами зарубежных стран является одним из направлений ее деятельности.

Деятельность Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сфере международного сотрудничества осуществляется, по мнению Е.В. Баркаловой, по следующим направлениям:

  1. организация международного сотрудничества в рамках Организации Объединенных Наций (ООН) и других международных межправительственных организаций;
  2. организация международного сотрудничества в рамках Совета Европы;
  3. участие в разработке двусторонних и многосторонних международных договоров и заключение международных соглашений по вопросам оказания правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства и борьбы с преступностью;
  4. направление и исполнение запросов о выдаче лиц для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора;
  5. осуществление контроля за направлением и исполнением запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам, в том числе решение вопросов возврата имущества, полученного в результате совершения преступления;
  6. направление и исполнение запросов о передаче материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования [1, с.15].

В настоящее время для реализации и обеспечения данных направлений действует Главное управление международно-правового сотрудничества, которое осуществляет проверку документов на предмет соответствия их требованиям законодательства и международным правовым актам и обмен ими с компетентными органами других стран.

Главное управление международно-правового сотрудничества состоит из следующих подразделений [2]:

  • управление экстрадиции в составе трех отделов;
  • управление правовой помощи и правоохранительного содействия в составе трех отделов;
  • организационно-правовое управление в составе четырех отделов;
  • отдел международного сотрудничества по особо важным делам (на правах управления);
  • отдел документационного обеспечения.

Основные функции управления экстрадиции:

  • рассматривает и организует исполнение запросов компетентных органов иностранных государств по вопросам выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора;
  • организует подготовку и направление в иностранные государства запросов по вопросам выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора;
  • организует работу по принятию и передаче Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера;
  • взаимодействует с НЦБ Интерпола МВД России по вопросам международного розыска с целью ареста и выдачи лиц для уголовного преследования, и исполнения приговора суда.

Основная функция управления правовой помощи и правоохранительного содействия – осуществляет выполнение обязательств и реализацию прав, вытекающих из международных договоров и законодательства Российской Федерации по вопросам оказания международной правовой помощи по уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также оказания международного правоохранительного содействия.

Основные функции организационно-правового управления:

  • обеспечивает установление, развитие и координацию связей органов и организаций прокуратуры Российской Федерации с компетентными органами, организациями, учреждениями иностранных государств и территорий, международными органами и организациями;
  • организует участие представителей органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в проводимых в Российской Федерации и за рубежом мероприятиях международного характера;
  • обеспечивает развитие договорно-правовой базы участия органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в международном сотрудничестве;
  • осуществляет организационное, информационно-аналитическое и методическое обеспечение деятельности органов прокуратуры по осуществлению международного сотрудничества, обеспечивает участие в правотворческой деятельности, правовом просвещении и информировании по вопросам международного сотрудничества в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации;
  • обеспечивает выполнение письменных и устных переводов с иностранных языков и языков народов Российской Федерации на русский язык, а также с русского языка на иностранные языки.
Читайте также:  О брачном договоре - советы опытного юриста

Основные функции отдела международного сотрудничества по особо важным делам (на правах управления) – это осуществление сотрудничества с компетентными органами иностранных государств и международными организациями в сфере выдачи и оказания правовой помощи по особо важным уголовным делам.

Генеральная прокуратура Российской Федерации выполняет важные функции, в том числе относящиеся к правовой помощи.

Правовая помощь осуществляется на основании международных договоров, под которыми понимаются соглашения о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, а также универсальные и локальные конвенции, направленные на борьбу с международными преступлениями, вопросы правовой помощи, а также межправительственные соглашения о сотрудничестве правоохранительных органов государств в борьбе с преступностью.

Актуальные проблемы международного сотрудничества в правоохранительной сфере



Предметом исследования данной статьи выступает система международного сотрудничества и взаимодействия государств по вопросам борьбы с преступностью. Исследование проведено при помощи использования общих методов познания (сравнение, анализ, синтез и др.

) и специальных методов правоведения (толкование закона, сравнительный анализ и др.). В текущей обстановке мировое сообщество обеспокоено стоящими перед человечеством актуальными проблемами в части безопасности и вопросов международного сотрудничества, что придает особую значимость взаимодействию в правоохранительной сфере.

На сегодняшний день, формирование единого подхода к понятию международное преступление и его отражение в международных правовых актах является важным путем развития борьбы с преступностью на мировом уровне, на котором строится международное сотрудничество в области выявления и раскрытия преступлений.

Активное становление международного сотрудничества в правоохранительной области связано со второй половиной ХХ века. Рассмотрев и детализировав отдельные актуальные вопросы международного сотрудничества в правоохранительной сфере, были сделаны выводы о существующих перспективах развития в рамках отечественной правовой системы.

Полученные в рамках исследования результаты могут использоваться для решения информативных, методических, учебно-педагогических задач.

Ключевые слова: правоохранительная сфера, международное сотрудничество, межгосударственное взаимодействие, борьба с преступностью, перспективы развития.

В последние годы всю большую актуальность приобретает тенденция, свидетельствующая о расширении и углублении сферы международного сотрудничества в сфере правоохранительной деятельности.

Как правило, первостепенное значение приобретает борьба с уровнем преступности, а также ее пресечение и профилактика.

Объяснить такое положение можно усилением аспекта взаимодействия между государствами, интеграционными процессами, усилением связей в различных сферах жизнедеятельности общества и государства и взаимодействия в контексте развития международных правоотношений.

Представляется, что осуществление межгосударственного сотрудничества государств в области борьбы с преступностью является чрезвычайно важным элементом, так проблемы преступности имеют уже глобальный характер и выступают в качестве серьезного препятствия на пути социально-экономического, политического, культурного развития мирового сообщества. Все указанное, диктует необходимость разработки и поиска эффективных решений. По этой причине, ощутимую значимость приобретает развитие правоохранительной деятельности и международного сотрудничества правоохранительных служб различных государств.

Мировые процессы и динамика их развития становится причиной развития различных проблем общемирового уровня, одну из которых составляет развитие преступности в различных формах, что осложняет процесс эффективной борьбы с ней. Как справедливо отмечает И. Б.

Кудас: «Эффективное противодействие преступности в условиях глобализации предопределяет необходимость укрепления международного сотрудничества в этой сфере, увеличения количества международных соглашений по вопросам противодействия этому явлению и расширения круга участников последних, создания новых форм и образований для борьбы с преступностью» [9].

Очевидно, что в настоящее время, наибольшую опасность представляет собой международная преступность, так как в нее оказываются вовлечены различные государства и их граждане.

Представляется, что борьба с международной преступностью актуальна на сегодняшний день для любого государства.

В таком свете важным выступает верный терминологический подход к понятию международного преступления и определение его признаков.

Заключение международных конвенций подталкивает государств-участников приводить свое законодательство в соответствие с нормами международного права, что позволяет сблизить государства в решении общемировых вопросов, что весьма важно в настоящий момент времени, так как легализация преступных доходов наносит ощутимый ущерб многим государствам в виде экономического ущерба, роста организованной преступности, росту отдельных видов преступлений, в числе которых тяжкие и особо тяжкие (преступления наркотической направленности, терроризм, сепаратизм, экстремизм и пр.), снижения уровня безопасности и др. Еще одним важным уровнем взаимодействия государств перед общей угрозой является заключение международных соглашений.

  • Как правило, двустороннее сотрудничество РФ с иностранными государствами по борьбе с преступностью осуществляется в формате межправительственных и межведомственных договоров. Следует отметить, что соглашения международного характера, включают ряд форм сотрудничества, среди которых:
  • − процесс обмена информацией по поводу преступлений, связанных с преступлениями и преступностью;
  • − реализация запросов в части проведения различных оперативно-розыскных мероприятий, от другого государства;
  • − процесс сотрудничества и взаимного обмена опытом;
  • − содействие на взаимной договорной основе в части вопросов материально-технического обеспечения.

Таким образом, международные соглашения, затрагивающие вопросы борьбы с преступностью, также, как и международные конвенции, имеют чрезвычайно важное значение. Как правило, в конвенциях задействовано большее количество государств-участников, в то время как соглашения затрагивают две или несколько стран, которые разрешают в рамках взаимодействия необходимые вопросы.

В последние годы в Российской Федерации происходили активные реформы в сфере уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Можно констатировать тот факт, что произошла ликвидация разрыва с международным сообществом в данной сфере, имеет место активное формирование международно-правовой базы в части сотрудничества в исследуемой сфере.

Соответственно, происходит сближение отечественного законодательства с теми стандартами, которые в настоящий момент закреплены в целом ряде международных договоров, при реформировании отечественного законодательства и ходе правоприменительной практики указанные международные акты активно используются.

Несомненным достижением является введение в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — УПК РФ) части 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства» [7]. В условиях, когда государства объединяются в борьбе с международной преступностью, в т. ч.

организованной, практическую значимость ч. 5 УПК РФ нельзя переоценить.

В УПК РФ произошло юридическое закрепление единого порядка регламентации вопросов, связанных с правовой помощи по уголовным делам взаимного характера, произошло определение и закрепление процессуальной природы данных правоотношений.

По мнению П. В.

Фадеева, на сегодняшний день все активнее в международные соглашения о правовой помощи включаются действия, которые характеризуют правовую помощь международного характера по уголовным делам, сюда относятся свидетельские показания, вещественные доказательства (их передача), розыск и выдача тех или иных лиц, возбуждение уголовного преследования и пр. [11]. Действительно, с течением времени происходит расширение круга взаимоотношений между участниками международного сообщества, что является ощутимым положительным моментом в борьбе с международной преступностью.

  1. Важно отметить, что в настоящее время существуют и различные каналы по передаче информации и здесь присутствуют различные основания. Представляется целесообразным выделить некоторые из них:
  2. − канал передачи информации (судебные органы, Интерпол);
  3. − порядок исполнения (обычный, упрощенный);
  4. − круг компетентных органов;
  5. − направленность тех или иных действий (процессуальные и оперативно-розыскные мероприятия).

Стоит отметить, что единая унифицированная классификация на сегодняшний день отсутствует и учеными выделяются различные основания для передачи информации. Принципиально важного значения, как представляется, это не имеет.

В части разграничения понятий международное сотрудничества и международно-правовая помощь, можно отметить, что данные понятия схожи и взаимно дополняют друг друга, в них выражается правовая деятельность различных государств по уголовным делам, связанных с иностранными государствами.

Представляется достаточно важным тот факт, что вся система международной правовой помощи по уголовным делам должна базироваться на принципах международного права, как общих, так и специальных.

Здесь следует отметить Декларацию о принципах международного права в соответствии с Уставом ООН, Венскую конвенцию о дипломатических сношениях [2] и др. Подобные акты международно-правового характера устанавливают основы взаимодействия государств друг с другом.

В отечественном законодательстве значимость норм международного права и договоров вытекает из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ [6].

Читайте также:  Как усыновить ребенка жены? - советы опытного юриста

В связи с тем, что в практическом применении достаточно часто происходит возникновение ситуаций, при которых в процессе предварительного расследования или судебного следствия требуется помощь судебно-следственных органов другого государства, государства заключают двусторонние и многосторонние соглашения, направленные на взаимодействие правоохранительных органов. В качестве примера можно привести Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам [1], Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях заключенную государствами — участниками СНГ [4], договор о взаимной помощи по уголовным делам с США [5] и целым рядом стран.

Также, по поводу борьбы с деяниями, носящими уголовно-правовую направленность, заключено большое количество договоров и соглашений, которые прямо затрагивают те или иные права личности и общества, например, Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания [3] и пр. На уровне международного сообществ создаются специальные уполномоченные органы, осуществляющие правовую помощь по тем или иным вопросам. Со стороны РФ, к таким органам относится МВД России, Верховный Суд РФ, Министерство юстиции РФ и ряд других.

Такое разделение позволяет оказать правовую помощь по уголовным делам именно компетентным органом, что существенно влияет на ее скорость и эффективность.

Существуют некоторые исключения из данного правила, когда дело не требует отлагательства и запрос направляется прямо в судебные органы.

Как правило, действует установленный регламент п отношению к направлению запросов в иностранное государство.

Справедливым представляется и мнение, высказанное Е. В. Карасевой: «Существующий порядок сношений по вопросам оказания правовой помощи через центральные компетентные органы в значительной степени, удлиняет сроки исполнения поручений, что не способствует успешному раскрытию преступлений.

Необходимо упрощение порядка сношений правоохранительных органов при решении практических вопросов борьбы с преступностью, наиболее предпочтительно, предоставление органам расследования приграничных областей России права на прямой контакт с аналогичными органами зарубежных государств» [8, c. 9].

Важно отметить, что несмотря на множество положительных изменений, происходящих на уровне международного права и в отечественном законодательстве, отдельные вопросы международно-правовой помощи по уголовным делам нуждаются в совершенствовании, о чем неоднократно указывалось в юридической литературе. Так, С. М.

Прокофьева указывает на такую характерную особенность, что в РФ существует правовая основа надлежащего содержания для осуществления международного сотрудничества в раскрытии преступлений.

Недостатком является то, что их использование весьма проблематично в связи с наличием многочисленных международно-правовых актов, в которых отражаются основ такого сотрудничества [10, c. 12].

Действительно, на сегодняшний день Россия является участником множества международных договоров, носящих как двусторонний, так и многосторонний характер.

При этом вопросы, связанные с международно-правовой помощью по уголовным делам отражены в нормативных правовых актах международного характера как прямо связанных с уголовным преследованием, так и косвенно.

В связи с этим, практическим работникам, задействованным в международном сотрудничестве по поводу уголовного преследования и судопроизводства действительно затруднительно обратиться к той или иной норме быстро, для этого требуется проводить тщательный анализ взаимосвязь различных международных актов и отечественного законодательства.

По этой причине, предлагается создать внутриведомственные Методические рекомендации по поводу международно-правовой помощи по уголовным делам для работников тех или иных ведомств. Сюда следует отнести работников ОВД, прокуратуры, ФСБ и пр.

Ответственность за разработку Методических рекомендаций ведомственного характера следует возложить на ведущие федеральные органы (МВД России, Генеральная прокуратура и др.).

Данная мера позволит добиться более высокого уровня правоприменения со стороны соответствующих должностных лиц, что может позволить добиться более эффективного сотрудничества в сфере международной правовой помощи по уголовным делам.

Литература:

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства

Замечание 1

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства — это взаимодействие российских прокуроров, судей, следователей, органов дознания с должностными лицами и компетентными органами международных организаций и иностранных государств, основанное на международном договоре, согласованности, принципе обоюдовыгодного взаимодействия (ст. 4621 Уголовно-процессуального кодекса).

С развитием общества и ростом процессов интеграции РФ в мировое сообщество возрастает роль идей равенства, справедливости, законности и гуманизма в обще социальном, уголовно-правовом, уголовно-процессуальном аспектах. УПК РФ закрепляет новеллы процессуального законодательства — особые положения о международном сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства.

Основные виды международного сотрудничества:

  • вопросы оказания правовой помощи по уголовному производству;
  • передача осужденного лица соответствующим органам для отбывания наказания, исполнения приговора, уголовного преследования в стране, гражданином которой это лицо является;
  • транзитная перевозка выданных лиц;
  • передача судопроизводства по уголовным делам.

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства — это деятельность должностных лиц и компетентных органов исполнительной и судебной власти, органов прокуратуры стран-участников соглашения, регламентированная международными и национальными нормативно-правовыми актами. Международное сотрудничество реализуется на любой стадии судопроизводства для обоснованного, законного, справедливого разрешения дела по существу.

Принципы международного сотрудничества

Для международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства характерны особые принципы, на которых оно строится и развивается. Общепризнанные принципы международного права — это основополагающие императивные нормы международного права, признаваемые международным сообществом.

К принципам международного судопроизводства относятся общепризнанные принципы, закрепленные в УПК, Уставе ООН, Декларации о принципах международного права.

Сотрудничество государств должно основываться на принципах:

  • невмешательства во внутренние дела страны;
  • равного суверенного государства;
  • добросовестного выполнения принятых обязательств;
  • мирного разрешения споров.

В УПК (гл. 2) предусмотрена система принципов уголовного судопроизводства.

Объединенные в эту систему принципы распространяют свое действие на всю процессуальную деятельность, этапы производства по уголовному делу, на процессуальные институты и т.д.

Эти положения должны быть основополагающими для деятельности уполномоченных органов и должностных лиц в сфере уголовного судопроизводства в рамках международного сотрудничества.

Принципы уголовного судопроизводства:

  • законность производства уголовного дела;
  • разумный срок судопроизводства;
  • осуществление правосудия только органами суда;
  • неприкосновенность личности;
  • уважение чести и достоинства человека;
  • охрана прав, свобод гражданина в судопроизводстве;
  • презумпция невиновности;
  • неприкосновенность жилища;
  • тайна переговоров, переписки, телеграфных, почтовых и иных сообщений;
  • состязательность сторон;
  • свобода оценки доказательств;
  • обеспечение задержанному и обвиняемому права на защиту;
  • язык производства;
  • право на обжалование процессуальных действий.

УПК предусматривает принцип взаимности, имеющий прямое отношение к международному сотрудничеству в сфере уголовного производства. Принцип взаимности — один из основополагающих принципов международного сотрудничества в вопросах оказания правовой помощи.

Правоведы считают, что в уголовно-процессуальном законодательстве необходимо закрепить за каждым принципом соответствующую статью и краткое пояснение (ч. 5 УПК).

В УПК необходимо закрепить следующие принципы: законности, взаимности, уважения прав, свобод гражданина, обеспечения права на защиту, невыдачи своих граждан, судебного контроля.

Перечисленная система принципов должна обеспечить такую деятельность, которая соответствовала бы международным и правовым стандартам, обеспечивающим права и свободы человека.

Правовая помощь по уголовным делам в межгосударственных отношениях

Правовая помощь по делам в межгосударственных отношениях — это установившийся в межгосударственных отношениях комплекс организационно-правовых и нормативных средств, закрепленных международными договорами, внутренним законодательством государств, благодаря которым реализуется взаимодействие государств по выполнению судебных и других обязательств.

Государства, подписавшие соглашение о правовой помощи, касающейся уголовных дел, обязаны предавать по соответствующему запросу всю необходимую для следствия информацию, данные из судебных материалов в полном объеме.

Полученные на территории другого государства доказательства пользуются такой же юридической силой, как полученные на территории РФ в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса (ст. 455).

Такие доказательства должны быть заверены, проверены с точки зрения допустимости, относимости и достоверности.

Если возникают вопросы в отношении допустимости полученного на территории иного государства доказательства, то необходимо проверить соблюдение норм национального законодательства этого государства, а также норм, которые регламентируют соответствующие правоотношения.

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства — это часть сотрудничества между государствами в борьбе с преступностью.

Такое сотрудничество ограничено рамками уголовного процесса, представленного взаимодействием прокуроров, органов суда, следователей, органов дознания с должностными лицами, компетентными органами международных организаций и иностранных государств для реализации уголовного судопроизводства, в основе которого лежит международный договор, национальное уголовно-процессуальное законодательство и принцип взаимности.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *