Дтп из-за дефекта дороги — советы опытного юриста

Плохие дороги, ямы и неудачно организованный ремонт — все это может привести к повреждению колес, дисков и самого автомобиля. Такая ситуация считается ДТП: его виновника можно наказать и взыскать ущерб, а также все сопутствующие расходы. С помощью адвокатов мы составили пошаговую инструкцию для водителей.

Попал колесом в яму или въехал в ремонт

Стандартная ситуация — водитель едет по городу, заезжает в лужу, под которой оказывается глубокая яма. Как результат — спущенное и поврежденное колесо, сломанный колесный диск и, возможно, поцарапанный бампер. Лужи может и не быть, но, например, оттормозиться или объехать яму было небезопасно.

Адвокат Юлия Кузнецова после подобного инцидента советует автомобилистам сразу включать «аварийку» и выставлять знак аварийной остановки. Затем можно осмотреться, на всякий случай взять контакты свидетелей и сразу вызвать сотрудников ГИБДД. Пока они едут, стоит сфотографировать саму яму, снять видео на мобильный телефон и зафиксировать видимые повреждения.

«Когда приедут инспекторы ГИБДД, они составят все документы, включая акт о повреждении дорожного полотна, — объясняет Кузнецова. — У нас до сих пор существует ГОСТ для ям: допускается 15 см по длине, 60 см по ширине и 5 см по глубине. Но если машина получила повреждения, скорее всего, этот ГОСТ точно нарушен.

Также инспекторы должны составить акт о повреждении транспортного средства и выдать справку о ДТП прямо на месте. В объяснениях водителю стоит объяснить, что заметить яму не представлялось возможным — например, она была в луже, или припорошена снегом, или же было темно.

Нужно указать на то, что водитель вел себя осмотрительно, соблюдал ПДД».

Еще одна распространенная ситуация: на пути водителя неожиданно возникают ремонтные работы. Например, без предупреждения появляются ограждения, припаркованная на дороге строительная техника, при этом соответствующих знаков нет или их не видно.

В случае с необозначенным ремонтом водителю стоит действовать по аналогичному алгоритму. Дополнительно нужно будет зафиксировать положение знаков или их отсутствие, а также все другие нарушения в организации дорожных работ, которые привели к ДТП.

ДТП из-за дефекта дороги - советы опытного юриста

  •  Mos.ru
  • Полицейские сами найдут виновников
  • По итогам составленных материалов полицейские должны вынести определение о возбуждении административного дела в отношении организации, которая отвечает за обслуживание проблемного участка дороги на основании «акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения».

Как уточнила адвокат, самостоятельно автомобилисту вести поиски ответственной организации не придется — это сделают сотрудники полиции. «Инспекторы ГИБДД, как правило, хорошо знают участки, на которых работают и тех, кто отвечает за их содержание.

На всякий случай можно подстраховаться и написать заявление в отделении полиции, с просьбой привлечь к административной ответственности службу, виновную в ненадлежащем содержании дорожного полотна, — советует Кузнецова.

 — В городах федерального значения достаточно будет заявления в ГИБДД».

При проведении проверки полицейские также могут запросить в городской администрации или департаменте дорожного хозяйства и транспорта данные о том, в чьем ведении находится дорога.

Как правило, администрации заключают договоры на обслуживание и содержание дорог с подрядными организациями — к ним-то и будут адресованы вопросы ведомства. Если же вдруг установить виновника не получится, этим будут заниматься суды.

В случае, если нарушителя на основании протокола привлекут к административной ответственности, это станет дополнительным аргументом в пользу водителя при рассмотрении его гражданского иска о компенсации.

ДТП из-за дефекта дороги - советы опытного юриста

 rosyama.ru

Что направить в суд кроме иска

Водителю тем временем стоит обратиться к судебному эксперту, который проведет экспертизу и посчитает восстановительную стоимость автомобиля до ДТП по рыночной стоимости без учета износа деталей. После чего встает выбор — можно обратиться к ответчику с досудебной претензией.

Но в случаях, когда приходится иметь дело с госорганами, даже при согласии с жалобой, те не могут провести выплаты без решения суда. Поэтому можно миновать этот этап и сразу обращаться сразу в суд с гражданским иском.

Одновременно с этим, истцу придется заплатить пошлину, но в случае успешного исхода дела ее должен будет компенсировать ответчик.

Как уточнила адвокат, председатель коллеги адвокатов «Сулим и партнеры» Ольга Сулим, на выплату компенсации водитель может претендовать в соответствии с ч. 1 ст. 12.34 КоАП «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений».

«При обращении в суд к исковому заявлению о возмещении ущерба необходимо приложить документы, доказывающие вину ответчика, то есть свидетельствующие о том, что именно он отвечал за данный участок дороги, а также документы, подтверждающие конкретную сумму причиненного вам ущерба, а также понесенных издержек, — объяснила Сулим. — Суд, изучая данные документы и знакомясь с позициями сторон, принимает решение о полном или частичном удовлетворении исковых требований, либо об отказе в их удовлетворении».

ДТП из-за дефекта дороги - советы опытного юриста

 rosyama.ru

Если неприятность случилась во дворе

Аналогичным образом, по словам адвоката можно действовать и в случае, если автомобиль попал в яму или напоролся на штырь на территории двора: если машина двигалась по участку, предназначенному для проезда автомобилей, то исковое заявление следует подавать на организацию, отвечающую за благоустройство территории двора. Это могут быть управляющая компания, товарищество собственников жилья, кооператив.

«В любом случае необходимо вызывать сотрудников ГИБДД, которые должны составить протокол и задокументировать факт ДТП или повреждения. В суде протокол ГИБДД будет рассматриваться в числе основополагающих доказательств», — советует Сулим.

По словам эксперта, судебная практика показывает, российские суды в большинстве случаев придерживаются позиции, что дороги необходимо содержать в надлежащем состоянии представителям дорожной службы.

«Если на дороге присутствует яма, наезд на которую способен причинить вред автомобилю, то отвечать придется дорожным службам или местной администрации. Такова позиция Верховного суда.

ВС России возложил на ответственные за эксплуатацию дороги структуры и бремя доказывания», — уточнила адвокат.

Также возмещению с виновника ДТП будут подлежать все судебные расходы включая оплату госпошлины, расходы на оплату услуг эвакуатора с места ДТП, экспертной организации, сервисного центра, связанные с диагностикой повреждений, а также услуги юриста и адвоката.

Как взыскать ущерб после ДТП из-за ямы на дороге

Весной вместе со снегом много где сходит асфальт, а значит на дорогах в ближайшее время появится больше ям и неровностей. Некоторые автовладельцы, повредившие машины на подобных участках, пытаются взыскать ущерб с организаций, отвечающих за содержание дорог.

В каких ситуациях суд может встать на сторону водителя? Считается ли попадание в яму полноценным ДТП? И что должен делать водитель, чтобы наказать виновных? Об этом рассказал автоюрист Дмитрий Вахрин.

Кто виноват?

Состояние автомобильных дорог в России регламентирует ГОСТ Р 50597-2017. Последние обновления этого документа вступили в силу в 2018 году. Самое главное, что в нем прописано применительно к рассматриваемой ситуации — предельно допустимый размер дорожных ям. Это 15 сантиметров в длину (по направлению движения), 5 сантиметров вглубь и общая площадь — не более 60 квадратных сантиметров.

ДТП из-за дефекта дороги - советы опытного юриста

ОСАГО предложили распространить на ущерб от сосулек и ям на дороге

Если человек попал в ДТП, в котором, как он считает, сыграла роль дорожная яма, нужно первым делом прикинуть ее размеры. Если они больше указанных — есть смысл попытаться взыскать ущерб.

Как показывает судебная практика, такие ситуации — не самая простая категория дел. Здесь важна причинно-следственная связь, которая часто бывает неочевидной.

«Иногда назначают технические экспертизы, чтобы доказать, что яма не повлияла на возникновение ДТП, а если повлияла — то в какой мере. Результат экспертизы может быть таким, что вина дорожных служб составляет столько-то процентов, а вина водителя, который не следил за дорогой, сильно гнал, еще столько-то процентов», — рассказывает Дмитрий Вахрин.

В ПДД есть пункт 10.1, где прописано, что водитель должен учитывать дорожные и метеорологические условия. И ответчики часто пользуются этим, пытаясь доказать вину водителя в ДТП с ямой.

План действий

После того, как автомобиль угодил в яму и получил повреждения, важно вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД, а не аварийных комиссаров. Европротокол или самостоятельная фото- и видеофиксация здесь не подходит.

Важно, чтобы инспектор составил схему ДТП, измерил яму и внес ее характеристики в акт выявленных недостатков содержания дорожного полотна. Обязательно заполнить все дополнительные сведения о ДТП — в том числе, указать повреждения автомобиля и находившегося в нем имущества.

Например, разбитый в результате аварии смартфон или ноутбук.

ДТП из-за дефекта дороги - советы опытного юриста

За повторное нетрезвое вождение ужесточат наказание

Если в аварии участвовала только одна машина, то инспектор вынесет определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Важно, чтобы в нем не было прописано нарушение водителем ПДД, в том числе — вышеуказанного пункта 10.1. В противном случае водителю лучше обжаловать это определение в течение 10 дней.

Если сотрудники ГИБДД привлекут к административной ответственности организацию или должностное лицо, на которых возложена обязанность по содержанию данного участка дороги, то это будет дополнительным аргументом в суде. Речь идет о статье 12.34 КоАП — несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения.

Следующий шаг автовладельца — написать претензию в адрес ответчика.

Выяснить, кто отвечает за конкретный участок дороги, можно в районной администрации, региональном подразделении, отвечающем за содержание дорог, или в ГИБДД.

Если все чиновники будут кивать друг на друга, то можно привлечь их в качестве соответчиков. Устанавливать виновного будет суд по месту нахождения дорожной организации.

Накануне суда следует определить размер ущерба. Это может быть независимая экспертиза в оценочной фирме. Либо подтверждение фактически понесенных расходов. Если автовладелец успел отремонтировать автомобиль за свои деньги, то сервис должен выдать все положенные документы: акт выполненных работ, чеки и квитанции на оплату.

Заявленный материальный ущерб включает в себя не только повреждения автомобиля и имущества, находившегося в нем. Можно указать дополнительные расходы на эвакуатор, если потребовались его услуги, аварийную стоянку. Моральный ущерб получится взыскать только в том случае, если в ДТП не обошлось без телесных повреждений.

Дтп в гололед. суд решил, что виноваты дорожники

Нужно ли вызывать ГИБДД и фиксировать факт гололеда? Должен ли быть составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог? Что является предметом исследования эксперта-автотехника? В условиях русской зимы эти вопросы весьма актуальны как для автолюбителей, так и юристов и адвокатов, занимающихся ДТП.

 

К сожалению, в Интернете весьма мало развернутой информации о судебных процессах, связанных с ДТП в гололед. Есть статья адвоката Трубецкого Н.А. из г. Невинномысска, есть множество советов на юридических сайтах.

Но нет ответа, как четко, экспертным путем, разграничить «презумпцию виновности» водителя в случае возникновения заноса на скользкой дороге,  от технических причин, не зависящих от действий водителя.

  В указанной выше статье автор пишет, что в рамках уголовного дела автотехническими экспертизами исследовалась возможность заноса автомобиля при коэффициентах сцепления шин с дорожным покрытием 0.3 и 0.2. При этом, оценивая действия водителя, эксперт исходит из устоявшейся экспертной практики толкования п.10.1 ПДД, из которой следует, что раз водитель не справился с управлением, и произошло ДТП, значит, он выбрал неправильный скоростной режим. Из этого следует вывод, что любая скорость, если произошёл занос, не была безопасной.  Но так ли это?   ДТП, в деле о котором я принял участие, произошло в Курганской области, в декабре, в темное время суток. Автомобиль Hyundai H1 занесло, он съехал в левый кювет, где в неизвестной последовательности опрокинулся и ударился о столбы дорожного знака. На схеме ДТП зафиксированы следы юза длиной 26 м, сотрудником ГИБДД зафиксировано наличие гололеда на дорожном покрытии, составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог.   Дальше в судах общей  юрисдикции водителем автомобиля Hyundai H1 и предприятием по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог обжаловались административные протоколы.   При этом дорожники указывали на то, что инспектор ГИБДД вышел за пределы компетенции, установив факт гололеда без специального оборудования, визуально и путем скольжения подошвой обуви. По этому факту ГИБДД Курганской области была проведена проверка, и из ответа начальника следовало, что инспектор не вышел за рамки полномочий. Он не обязан устанавливать коэффициент сцепления на месте ДТП, а обязан фиксировать то, что есть фактически. С чем и согласился суд общей юрисдикции.   В Арбитражный суд Курганской области был подан иск предприятия – владельца автомобиля Hyundai H1 к предприятию по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог. То, в свою очередь, предъявило встречный иск за порчу дорожного знака.   По версии водителя автомобиля Hyundai H1 «на повороте заднюю часть автомобиля занесло на скользком покрытии дороги, я пытался справиться с управлением автомобиля, но не справился, машину занесло в кювет, опрокинуло на крышу».  Со слов водителя, он двигался со скоростью около 30 км/ч.   По версии водителя автомобиля, следовавшего позади автомобиля Hyundai H1, «автомобиль ВАЗ-2107 двигался на удалении 50…70 м за микроавтобусом Хундай со скоростью около 80 км/ч. Микроавтобус стал обгонять большегрузный автомобиль и выехал на полосу встречного движения, левой стороной выехал на обочину, съехал в левый кювет и перевернулся. Далее на крыше переместился 30…40м, ударился о дорожный знак и остановился».  

Читайте также:  Могу ли я подать на алименты? - советы опытного юриста

Итак, водитель не справился с управлением, так как допустил ошибку, или дорожные условия были таковы, что занос автомобиля имеет техническую причину? В таких делах краеугольный камень – заключение эксперта. С этой точки зрения проанализируем две произведенные по решению арбитражного суда судебные экспертизы.

 На разрешение эксперта был поставлен вопрос, определить причину дорожно-транспортного происшествия. Им при исследовании использовалась уже знакомая читателю компьютерная  программа анализа столкновений автомобилей  PC-CRASH, предназначенная для анализа столкновений автотранспортных средств, моделирования динамики и кинематики их движения, а также для решения других задач при анализе ДТП.   Проследим внимательно логику эксперта.   При движении автомобиля по заданной траектории эксперт использовал общепринятую Fuzzy модель водителя. Сразу требуется уточнить, что это такое.  

Fuzzy – это нечеткая логика, это — математическое понятие.

  В PC-Crash нечеткая модель является моделью на основе правил, которые используют расстояние между точкой наблюдения и последующей точки на пути, и разницу между требуемым углом отворота и текущим курсовым углом транспортного средства как исходные данные. Заложенный в программу набор правил определяет угол поворота руля. Расчет ведется на каждом шаге (по времени) интегрирования.  ДТП из-за дефекта дороги - советы опытного юриста Fuzzy водитель (т.е. робот) – осторожен. Посмотрите на картинку из технического руководства PC-Crash. Ему задана траектория движения по красной сплошной линии, а он фактически едет по красной пунктирной линии, воздерживаясь от резких поворотов. Едет при заданных ему ограничениях скорости 40 км/ч, угла поворота руля не более 20 градусов и скорости поворота руля не более 20 градусов в секунду.   Как исходные данные экспертом принят коэффициент сцепления шипованых шин на льду 0.25.   Далее эксперт проверяет версию водителя автомобиля Hyundai H1 путем моделирования движения этого автомобиля с выездом на полосу встречного движения и возвращением обратно с постоянной скоростью 30 км/ч. Это показано на рис.3 к его заключению. Видно, как осторожный Fuzzy водитель аккуратно рулит в гололед. Из рис.4 видно, что Fuzzy водитель при этом поворачивал руль чуть более чем на 2.5 градуса, да и скорость поворота руля была невелика. Так от -2 градусов до 1.5 градусов, или всего на 3.5 градуса руль повернут за время около секунды.   В самом деле, занос автомобиля, движущегося по покрытию с равномерным коэффициентом сцепления, происходит под действием центробежной силы. Но для этого надо, чтобы автомобиль при скорости 30 км/ч начал двигаться по кривой с радиусом менее 35.4 м.   Тогда эксперт предполагает обратное – пусть автомобиль Hyundai H1 уже в заносе. На рис.7 видно, что автомобиль, угол продольной оси которого составляет 20 градусов к дороге, движется параллельно дороге. Из рис.8 видно, что резкий поворот руля вправо, примерно на 12 градусов за четверть секунды, затем влево на 12+6=18 градусов за еще 2 секунды, затем выравнивание руля за еще 2 секунды решают все проблемы гололеда. Или, как пишет эксперт, «автомобиль достаточно просто выводится из заноса».     К чему этот расчет движения? Если показать, что автомобиль может маневрировать на гололеде, то кто бы сомневался? Если показать, что водитель автомобиля Hyundai H1 фактически поехал по кривой с радиусом меньше критического, то почему это не показано?   Вывод эксперта в этой части таков: версия о произвольном возникновении  заноса автомобиля Хундай в данных дорожных условиях при прямолинейном движении с постоянной скоростью 20…30 км/ч  технически несостоятельна, занос автомобиля Хундай мог произойти только в результате  применения неадекватного приема управления автомобилем –  резкого поворота руля и (или) резкого разгона с пробуксовкой колес. При этом водитель автомобиля располагает возможностью удержать автомобиль на проезжей части дороги.   Соответствует ли сделанный вывод произведенному исследованию? Представляется, что с методологической точки зрения – нет. Эксперт рассматривает два, выбранных им произвольно, режима движения автомобиля, включая действия водителя рулем. Затем показывает, что при этом последствий можно избежать, презумпируя этим виновность водителя, вменяя ему конкретные неадекватные приемы управления автомобилем –  резкий поворот руля и (или) резкий разгон с пробуксовкой колес. Но даже если и так – то где в исследовании резкий поворот руля, где резкий разгон с пробуксовкой колес?   С технической точки зрения это непонятно. Достаточно ли, например, факта того, что в некоторые сутки на небе не было солнца для утверждения, что планета Земля в этот период не вращалась вокруг своей оси? Что скажут юристы?  

Далее эксперт проверяет версию свидетеля. Анализирую фотографии автомобиля, автотехник указывает на значительные повреждения правой стороны автомобиля Hyundai H1, «свидетельствующие о силовом взаимодействии с посторонним объектом».

  Значительные – это сколько? Чем «значительные» повреждения отличаются от незначительных? Или, значительные по сравнению с чем?  Но смысл утверждения эксперта о том, что повреждения правой стороны автомобиля Hyundai H1 получены именно путем силового взаимодействия с посторонним объектом, сомнений не вызывают.  

Читаем далее. Дорожный знак представляет собой в том числе «трубы значительного сечения с соответствующими прочностными характеристиками».

  Ну вот опять автотехник полез в сопромат. Значительное сечение – это сколько, чем отличается от незначительного? Какие именно прочностные характеристики имеются в виду? И «соответствующие прочностные характеристики» – это сколько и чего в числах и единицах измерения?    В предыдущем абзаце это – не просто стёб. Сейчас мы увидим, как этот посыл плавно, само собой, перетечет в вывод.   Из рис.13 видно, что автомобиль Hyundai H1 до начала заноса в процессе обгона благополучно проходит около 200 м пути (20 квадратиков координатной сетки по 10 м каждый) со скоростью около 20 м/с (73 км/ч – по версии эксперта). Затем почему-то «в процессе обгона водитель автомобиля применил несоответствующие в данным дорожным условиям и данной скорости управляющие воздействия (поворот рулевого колеса, нажатие на педаль акселератора), в результате чего автомобиль занесло,  водитель потерял контроль над движением автомобиля». Из рис.15 видно, что, по версии эксперта, водитель автомобиля Hyundai H1 сначала повернул руль в одну сторону почти на 5 градусов за 2 секунды, а затем в другую на 7 градусов за 1 секунду, вот и получился занос.  

Из нижнего графика на рис.15 и текста заключения видно, что в момент удара о «трубы значительного сечения с соответствующими прочностными характеристиками»  скорость автомобиля Hyundai H1 была около 40 км/ч.

 

Теперь всем понятно, почему выше и повреждения правой стороны автомобиля Hyundai H1 значительные, и  «трубы значительного сечения с соответствующими прочностными характеристиками»? А чтобы не сомневались, что скорость в момент удара была 40 км/ч, а в начале обгона – под 80 км/ч.

  Вывод эксперта: версия водителя и пассажира  автомобиля ВАЗ-2107  Гончар В.А.  и  Абрамова С.П. с технической точки зрения состоятельна и не противоречит обстоятельствам ДТП, за исключением момента столкновения автомобиля Хундай с препятствием.   В чем исключение, неясно, но последняя версия состоятельна, и именно с  технической точки зрения, и причиной данного ДТП является несоответствие действий водителя автомобиля Хундай требованиям п.10.1. абз.1. ПДД РФ. Автор в первой части заключения рассмотрел краш-тест автомобиля Hyundai H1 на боковой удар тележкой с известной скоростью и массой. Из данных краш-теста была установлена жесткость боковой поверхности автомобиля.   Тогда, на сопоставимой площади повреждений, из условия равенства кинетической энергии автомобиля Hyundai H1 в момент удара о дорожный знак, энергии, затраченной на деформацию, было установлено, что скорость автомобиля Hyundai H1 в момент наезда на столб была около 3 км/ч.   Фактическая скорость автомобиля Hyundai H1 в момент наезда на дорожный знак была меньше, так как в расчет включены деформации, полученные при опрокидывании автомобиля, источник которых мог иметь статический характер, как, например, профиль опорной поверхности около дорожного знака в виде косогора, ям и тому подобное.  

То есть никаких 40 км/ч при получении значительных повреждений правой стороны автомобиля Hyundai H1при ударе о «трубы значительного сечения с соответствующими прочностными характеристиками» не было. Скорость была в 10 раз меньше.

  Далее установлено, что в диапазоне возможных значений коэффициента сцепления шин с дорогой, с учетом скорости в момент наезда на знак 3 км/ч, скорость автомобиля Hyundai H1 перед началом заноса была 21-37 км/ч. Здесь частично не учтено движение по снегу в кювете, так как длина этой части пути неизвестна. Но даже если значение коэффициента сцепления увеличить до 1, или в 4 раза, что технически невозможно, расчетная скорость вырастет в два раза и будет меньше разрешенной 90 км/ч. И даже если скорость в момент наезда на знак фактически была больше 3 км/ч, то это отклонение, как следует из расчетной формулы на стр.7 заключения, не приведет к существенному изменению расчетной скорости.   С использованием моделирования движения автомобиля Hyundai H1 было показано, что автомобиль не заносит при движении в повороте с радиусом  движения более критического значения. Но при наезде на участок гололеда правыми колесами немедленно возникает занос.   При движение в прямом направлении критерием, характеризующим устойчивость автомобиля против заноса, является момент начала пробуксовывания колес ведущей оси. Поэтому условие возникновения заноса движущегося автомобиля есть превышение суммарной окружной тяговой силы на ведущих колесах автомобиля над суммарной силой сцепления ведущих колес автомобиля.   Далее исследование проводилось по методике 1967 года, приложенной к этой статье.   Из сравнения возможных диапазонов значении окружной тяговой силы на ведущих колесах автомобиля Hyundai H1 и силы сцепления ведущих колес автомобиля при его движении с ускорением установлено, что условия для возникновения заноса имелись при наличии участков с низким коэффициентом сцепления, например, в виде стекловидного льда.   Анализ данных по погоде в месте ДТП в день ДТП и предшествующие дни показал, что фактически имелись условия для образования стекловидного льда на дорожном покрытии.   Согласно методическим указаниям «Судебная автотехническая экспертиза. Ч.2. М.: ВНИИСЭ МЮ РФ, 1980», при экспертном исследовании потери курсовой устойчивости автомобиля недостаточно констатировать, что потеря устойчивости произошла под действием боковых сил или поворачивающих моментов. Необходимо также установить причины возникновения этих сил или моментов.   При этом нужно иметь в виду сложность и многообразие условий их появления и исследовать влияние не только одного эксплуатационного фактора, но и совокупности некоторых из них.  

  • Но если появления боковой силы или момента от одной причины достаточно для заноса или опрокидывания, то на него можно указать как на причину потери устойчивости.
  • Обсуждение
  • Что касается программы PC-Crash, прошу заметить, что я никогда не писал «Осторожно – PC-Crash», я писал «Осторожно, эксперт с PC-Crashем!»
Читайте также:  Порядок заключения брака и его государственная регистрация - советы опытного юриста

  В связи с этим был сделан вывод о том, что причиной дорожно-транспортного происшествия является наличие на дороге участка с низким коэффициентом сцепления, характерным для стекловидного льда. Представители предприятия по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог были недовольны выводами эксперта. Эксперт был допрошен в суде в присутствии специалиста из Курганского политехнического университета, но этот допрос дорожникам ничего не дал – все обосновано, по методикам, голословных утверждений нет.   Тем не менее, ходатайство о проведении повторной экспертизы дорожниками было подано, и мотивированное возражение эксперта имеется в приложенных документах. Там же приложено и решение суда – дорожники должны платить. Итак, экспертным путем можно разграничить «презумпцию виновности» водителя в случае возникновения заноса на скользкой дороге от технических причин, не зависящих от действий водителя. Конечно, если факт гололеда закреплен документально. Пример этого дела и примеры в приложенной части методики это подтверждают и видно, какие исходные данные для таких расчетов требуются.   Предположения экспертов в таких случаях, или их глубокомысленные потуги дать технико-юридическое обоснование выводу «раз занесло – значит сам виноват» должны разбиваться грамотными адвокатами.   Поэтому публикация данной судебной практики полезна как автолюбителям, так и адвокатам и юристам.   PS. Автор статьи «влез» в новое дело по ДТП, где причиной является аквапланирование автомобиля. Подождем, чем кончится это дело. Возможно, будет интересная публикация.

PPS. Добавлено 6 документов по делу, предоставленных соавтором Полуэктовой Э.В.

Юристы составили алгоритм действий для водителей, попавших в ДТП из-за плохого качества дорожного покрытия

Алгоритм действия при ДТП (яма, выбоина и т.п.)

Зафиксировать транспортное средство
Включить аварийную сигнализацию
Выставить знак аварийной остановки
Вызвать сотрудников ГИБДД
Принять меры к установлению очевидцев, свидетелей ДТП Особо обратите внимание свидетелей на состояние дорожного полотна, размеры ямы, наличие или отсутствие ограждений и соответствующих дорожных знаков
Зафиксировать яму на видео, фото,; аналогично — автомобиль и его повреждения Общий ракурс, размеры с применением рулетки или иных измерительных средств — ширина, глубина, длина; уклон дороги Если покрытие не соответствует нормативам, то должны выставляться дорожные знаки, а ночью или в условиях плохой видимости — заграждение с предупредительными сигнальными огнями. За городом знаки
дублируются. Согласно действующего в России ГОСТ 50597 — 93 г. максимально допустимые на дорогах размеры ям, выбоин, просадок полотна и т.п. составляют по длине — 15 см., по ширине — 80 см., по глубине — 5 см. Все что больше этих размеров хотя бы по одному параметру — должно быть огорожено и обозначено. Открытых люков вообще быть не должно! с момента обнаружения ямы ГОСТом отводится
«не более суток» дорожникам, чтобы все поправить. А на люки и решетки. должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующим знаком. А на замену разрушенной решетки или люка
отводится время «не более трех часов».
Зафиксировать отсутствие / наличие знаков, ограждений, освещенность, состояние дороги Отсутствие ограничения скорости, предупреждающих знаков (о плохом состоянии дороги
После прибытия сотрудников ГИБДД
Оформить документы на ДТП
Справка о ДТП, схема, протокол ОМП, акт на дорожные условия (акт выявленных недостатков в содержании дороги); объяснения примите самое действенное участие в составлении протокола. Потребуйте, чтобы схема составлялась в присутствии понятых и в ней были правильно и точно отражены все обстоятельства дела — размеры ямы,
зафиксировано отсутствие дорожных знаков и ограждений. Потребуйте чтобы вам немедленно на месте аварии выдали копию протокола;
Часто судьи при рассмотрении дела указывают на то, что на схеме не видно тормозного пути — прямо там напишите причину, по которой его не видно, например, работа АБС или дождь.
Получить документы в ГИБДД Адм. Материал, определение об отказе в возбуждении дела об адм. правонарушении
Определить ответчика — организацию, ответственную за состояние и обслуживание дороги В ГИБДД, в комитете по благоустройству
На оценку надо заказным письмом или телеграммой пригласить представителей от дорожной службы. Они, скорее всего, не приедут, но важно, что вы их приглашали и они «надлежаще уведомлены»,
так что корешки от заказного письма/телеграммы сохраните.
Сохраните все чеки за оплату услуги

К автомобильным дорогам и улицам существуют требования, к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Эти требования изложены в государственном стандарте Российской Федерации, номер 50−597, 1993
года.

предельно допустимые размеры выбоин, просадок и ям, или кочек, наоборот, не должны превышать по длине 15 см., по ширине 60 см., и глубине 5 см. Если хотя бы один из этих размеров превышает, то уже
яма, неровность или просадка на дороге считается не соответствующей госту, и должна быть заделана.

Люки смотровых колодцев должны выступать или быть провалены от покрытия не более, чем на 2 см.
Головки трамвайных рельс также не должны отклоняться более чем за 2 см.

А устранение этих недостатков, то есть трамвайных рельс, люков, колодцев, следует осуществлять в течение суток, не более, с момента их обнаружения.

Это для рельс и для крышек люков. Кроме того, разрушенные крышки и решётки должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующими дорожными знаками.

Их замена должна быть проведена в течение не более трёх часов. Ещё скажу, что, зачастую, дорожные знаки бывают повреждённые, это никакого отношения к ямам не имеет, но, тем не менее, в ГОСТе
изложено. Так вот эти дорожные знаки, их замену или восстановление, нужно осуществлять в течение суток с момента обнаружения. Знаков приоритета: главная дорога, второстепенная дорога — не более
суток.

если водитель влетел в открытый люк или в яму, то размер ямы должен не соответствовать ГОСТам — превышать те размеры, о которых я говорил. По длине 15 см., по ширине 60 см., и глубине 5 см.
Должен быть нарушен хотя бы один из этих размеров.

Если размеры ямы меньше, то считается, что дорога соответствует предъявленным требованиям ГОСТа. Если водитель попал в такую яму, и автомобиль получил повреждения, это считается обыкновенным
дорожно-транспортным происшествием. И действия водителя должны быть такие же, как описано в правилах дорожного движения при попадании водителя в дорожно-транспортное происшествие.

— нужно звонить по телефону доверия.

— первое, что должен постараться сделать водитель — это найти свидетелей, которые видели, как он в эту яму попал. Зафиксировать их. Пусть это хоть будет продавец киоска, либо водитель сзади
идущего автомобиля, или пешеход, — нужно зафиксировать их фамилии, телефоны, ну, или хотя бы просто номер автомобиля.

С этими свидетелями лучше вместе составить схему, и попросить подписать их эту схему. На схеме очень важно указать размеры этой ямы, в которую вы угодили. И расстояние, в котором находится эта яма
от края, от бордюра дороги.

В принципе, будет достаточно хорошо указать напротив какого дома, напротив какого киоска, и как можно точнее привязать яму к дороге.

Самое отличное, если у вас с собой
окажется фотоаппарат, и вы сфотографируете эту яму, крупно, чтобы было видно её размеры, положив туда какой-нибудь предмет вроде зажигалки, а ещё лучше линеечки с велениями.

Издалека, чтобы было видно, как эта яма привязана территориально к какому-либо дому, перекрёстку, киоску и так далее. Дальше с этими материалами нужно ехать в ГИБДД. В ГИБДД в объяснениях очень
важно писать таким образом, чтобы было ясно, что водитель не имел технической возможности избежать наезда на яму.

Либо яма была в луже, то есть вся покрыта водой, и водитель не имел возможности её увидеть.

Тем самым, водитель, двигаясь со скоростью 20 км/ч, в эту яму-лужу мог провалиться, получить повреждения, либо, перед водителем ехал какой-нибудь крупногабаритный транспорт, например,
троллейбус, который пропустил эту яму меж колёс, а водитель был зажат потоками с двух сторон и не имел возможности отвернуть от ямы, а экстренное торможение не позволило избежать наезда. Потому что
иначе в дорожных правилах есть пункт 10.1, согласно которому водитель должен вести транспортное средство со скоростью, позволяющей избежать дорожно-транспортное происшествие, а при возникновении
опасности, которую он в состоянии обнаружить, он должен предпринять меры по снижению скорости вплоть до полной остановки.

— ни одного нормативного акта, ни одного требования закона, чтобы при этом присутствовали представители дорожных служб или там, эксплуатирующей организации колодцев, трамвайных рельсов и тому
подобное.

В объяснениях надо записать свидетелей, которых вы заблаговременно успели записать на месте ДТП. Скажем, это абсолютно те же действия, которые надо производить водителю и при обычном ДТП.

Если
инспектор будет отказываться принять объяснение, если он будет затягивать оформление ДТП, если оформление будет продолжаться более одного часа, то следует воспользоваться рекомендацией полковника
Анисимова и обратиться к командиру взвода или к начальнику отделения ГИБДД, либо позвонить в службу собственной безопасности, гор. ГИБДД, обл. ГИБДД.

Итак, после того, как вы оформили ДТП в ГИБДД,
вам нужно определить: какая дорожная или эксплуатационная служба несёт ответственность за состояние данного участка дороги, либо за данный канализационный люк.

Это можно сделать там же в ГИБДД. В ГИБДД есть такая должность, типа там «Инспектор организации дорожного движения», сокращённо она раньше называлась ДИОДД, с двумя «Д». У него
чаще всего отдельный кабинет с отдельной вывеской, и побеседовать с ним. Сказать: «Вот, у меня такая проблема, я здесь попал в ДТП, какая дорожная служба несёт ответственность за данный участок
дороги?».

  • — обычно этот инспектор довольно лояльно относится к просьбам водителей, помогает найти виновников, сообщает адреса, телефоны, и далее нужно прийти в эту службу
  • — узнать ту дорожную службу, назначить время проведения оценки, пригласить руководителя дорожной службы телеграммой за трое суток, вместе провести оценку, затем калькуляция и оценка стоимости ущерба, а после этого ещё раз можно обратиться в дорожную службу, с досудебной претензией.
  • — оформляйте заявление в районный суд по месту нахождения дорожной службы
  • — исковое заявление подаётся по месту нахождения ответчика.

На самом деле ответственность за состояние дорог несёт не руководитель дорожной службы, а отвечает ГИБДД. Тот вот самый инспектор организации дорожного движения ДИОДД с двумя буквами
«Д», о котором я вам говорил.

И, этот инспектор обязан, увидев повреждения дорожного покрытия, которые не соответствуют тем стандартам, которые я назвал, составить
представления в дорожную службу,
составить протокол об административном правонарушении, о том, что нарушено содержание дорог в безопасном для дорожного движения состоянии.

Их нарушила та дорожная служба, которая должна поддерживать эту дорогу в надлежащем состоянии.

А если эта дорога не поддерживается в должном состоянии, если там, скажем, крышка люка или трамвайные
рельсы не выравниваются относительно дорожного покрытия в течение суток, или яма не заделывается в течение трёх суток, то это нарушение требований ГОСТа, значит, дорога не поддерживается в безопасном состоянии.

И инспектор ГИБДД обязан наложить штраф на руководителя дорожной службы в размере от двух до трёх тысяч рублей, и этот штраф руководитель дорожной службы будет
обязан оплатить из своего кармана. Кроме того, накладывается штраф и на саму дорожную службу, но это не так интересно.

Читайте также:  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОКАЗЫВАНИИ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ - советы опытного юриста

Повредил машину из-за разбитой дороги: что делать и с кого требовать компенсацию?

В последнее время количество жалоб водителей на плохие дороги увеличилось в три раза. Такие данные озвучил замначальника Госавтоинспекции МВД России Олег Понарьин в эфире «Милицейской волны». Дорожное покрытие за прошедшую зиму сильно износилось, поэтому после таяния снега появилось большое количество ям.

В ближайшем будущем для связи с чиновниками Минтранса можно будет использовать приложение для смартфонов «Карта убитых дорог», которое на данный момент интегрируют в информационную систему службы. Несмотря на наличие этого канала связи, обращаться за компенсацией затрат на ремонт автомобиля, поврежденного в яме, следует лично.

Какие ямы считаются допустимыми

фото 24tv.ua

В сентябре прошлого года в России начал работать отредактированный ГОСТ, регламентирующий допустимые размеры повреждений дорожного покрытия, а также сроки проведения ремонтных работ.

Согласно этому документу, площадь повреждения не должна превышать 60 кв. см, длина – не более 15 см, а глубина – не более 5 см. В зависимости от категории магистрали, дефект должен быть устранен в течение 1-12 дней.

В обновленном ГОСТе есть данные и о колеях: допустимой считается глубина 2 см и длина 7 м на 100-метровом участке дороги. Время на устранение такой колеи – 5-14 дней.

Если хотя бы один из вышеперечисленных параметров превышен, владелец авто имеет право компенсировать ремонт.

Возможные поломки при попадании в яму

фото evakyator.dp.ua

В большинстве случаев дефекты дорожного покрытия приводят к порче покрышек и дисков. Стоимость ремонта стальных колес составляет 400-700 рублей, в случае с легкосплавными счет может идти на тысячи.

Кроме того, некоторые повреждения невозможно исправить прокаткой, сваркой или наплавкой, в таком случае автовладельцу придется покупать новый диск. Фирменное изделие обойдется в 10-20 т. р. — и это не предел.

В более сложных случаях существует риск повреждения подвески. При достаточно сильном ударе могут выйти из строя рычаг, шаровая опора, амортизаторы, рулевые тяга и наконечник, ШРУС и рулевая рейка. Кроме того, можно повредить кузовные детали. Общая сумма ремонта с учетом замены некоторых элементов может достигать нескольких сотен тысяч рублей.

Как правильно оформить ДТП

фото potrebiteli.guru

Процедура оформления выглядит приблизительно так же, как и в случае с обычным ДТП, но документов придется собрать больше. Первым делом необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, сделать фото и видео, на котором зафиксировать последствия авария, дорожный дефект и так далее. Желательно также найти свидетелей происшествия.

Сотрудник ГИБДД должен составить протокол осмотра проезжей части, осмотреть дорогу, знаки, замерять яму.

Если на дороге отсутствуют предупреждающие знаки или размеры ямы выходят за пределы допустимых, инспектор обычно сразу вносит решение о виновности дорожных служб.

В этом случае сотрудник ГИБДД вынесет постановление о привлечении к ответственности ответственную за данный участок дорожного покрытия организацию или одного из ее сотрудников.

фото avtoportal76.ru

Наличие фото и видео фиксации должно быть обязательно отображено в протоколе осмотра места ДТП с указанием места и даты съемки. Помимо всего прочего, служащий обязан зафиксировать данные об освещении участка, наличии или отсутствии ограждений и предупреждающих знаков, которые обязаны ставить коммунальные службы во время проведения ремонтных работ.

Автовладельцу необходимо снять копии всех протоколов и постановления, они могут понадобиться при обращении за денежной компенсацией.

фото kurer-sreda.ru

На следующем этапе необходимо провести ремонт и сохранить всю фискальную и прочую финансовую документацию, подтверждающую понесенные водителем траты. Эти бумаги с требованием о возмещении необходимо отправить в ответственную организацию.

Есть еще один вариант: перед ремонтом необходимо вызвать эксперта, который оценит тяжесть нанесенного ущерба и размер суммы ремонта. В этом случае предварительно следует вызвать представителя ответственной коммунальной службы телеграммой.

Можно ли получить возмещение без оформления протокола

При наезде на яму случается ДТП, однако его второй участник фактически отсутствует, а это значит, что использовать европротокол нельзя. Тем не менее, водителю необязательно ждать приезда сотрудников ГИБДД.

Дело в том, что инспекторы в первую очередь реагируют на серьезные ДТП и стараются не тратить время на простые. Водитель может самостоятельно сделать несколько фотографий, замерить размеры ямы, а также составить схему ДТП.

фото stolicaonego.ru

После получения всех данных следует посетить ближайший пост или часть ГИБДД. Если у водителя есть полис КАСКО, то страховая компания возместит часть ущерба, например, ремонт одного кузовного элемента или нескольких мелких поломок. Чаще всего восстановление дисков и покрышек, а также приобретение новых не включаются в страховой полис.

Куда обратиться, чтобы получить компенсацию

Во время оформления протокола инспектор ГИБДД предоставит вам информацию о том, какая организация является ответственной за техническое состояние дороги.

Если ДТП случилось во дворе дома, то ответственным может быть местное жилищное хозяйство, при наезде на открытый люк – «ГорВодоканал», железнодорожные переезды находятся в ведении РЖД, трассы федерального значения обслуживаются Росавтодором, а платные магистрали – «Автодором».

фото revda-info.ru

Требование о компенсации ущерба с приложенными к нему копиями протоколов, фотографиями с места происшествия и так далее следует отправить именно той организации, которая отвечает за участок дорожного покрытия, где случилось ДТП.

Организация либо сама возместит ущерб, либо обратится в страховую компанию, с которой заключен договор. Если у автовладельца есть полис КАСКО, необходимо обратиться в свою страховую компанию, и ее сотрудники будут разбираться в ситуации.

Если ответственная организация не отвечает на требования и претензии, возместить ущерб можно будет только через суд. Помимо всех вышеперечисленных документов, в суд нужно будет направить исковое заявление и копию требования, которое было проигнорировано.

Может ли водитель быть виновником в этой ситуации

фото vashamashina.ru

В правилах дорожного движения есть пункт 10.1, который предписывает водителям двигаться с учетом состояния дорожного полотна. Это значит, что водитель обязан сбрасывать скорость, объезжать ямы, если это не нарушает других правил ПДД.

Однако для доказательства вины водителя в данном происшествии необходимо провести трасологическую экспертизу, которая покажет, мог водитель избежать аварии или нет.

На практике полностью свалить вину на водителя крайне сложно, но заключение трасологической экспертизы может заставить суд пересмотреть сумму выплат. Например, если будет доказано, что у водителя была техническая возможность избежать повреждений, то суд может постановить выплатить только половину требуемой истцом суммы.

  • Если вам понравилась статья, поставьте ???? и подпишитесь на наш канал!
  • Значок в виде рыбы на корме машины: в чем тайный смысл такого знака?
  • Раньше за Ладами ездили в Тольятти: можно ли сегодня купить машину с завода дешевле?
  • Работает ли пленка на номера и чем грозит, если поймает ГИБДД?

Что делать если попали в ДТП из — за плохой дороги?

Как известно в России две беды. И зачастую одна по вине другой…Любой автовладелец знает, как правильно вести себя при ДТП, когда виновником является другой водитель или он сам. Но что делать, если вы попали в ДТП из-за плохой дороги?

Каждому водителю необходимо знать, что российское законодательство защищает права автовладельца на компенсацию ущерба, полученного транспортным средством по причине ненадлежащего состояния дорожного полотна.

Так, статья 28 федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ…» говорит о том, что автовладельцы имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу вследствие нарушений требований закона или технических регламентов по содержания автодорог.

Кроме того Гражданский кодекс закрепляет, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст.1064 ГК РФ), а в ст.151 ГК РФ предусмотрено право на компенсацию морального вреда.

Алгоритм действия при попадании в ДТП из-за плохих дорог

Чтобы защитить свои права и иметь возможность получить компенсацию за причинённый вред, необходимо знать последовательность своих действий:

  1.  Остановите автомобиль, включите «аварийку» и установите на дороге знак аварийной остановки, далее необходимо сообщить о ДТП в ГИБДД. Вам очень пригодятся показания очевидцев, постарайтесь их найти до приезда работников дорожной полиции, а также запишите их фамилии и адреса.
  2.  Сфотографируйте повреждения машины и само дорожное покрытие, а также тормозной путь машины. Фотографии должны быть сделаны с привязкой к местности, т.е. на фоне каких-либо объектов (домов, указателей и т.д.).
  3. После приезда сотрудников ГИБДД, примите участие в составлении протокола.

Внимание!

Помните, что нельзя подписывать протокол, который содержит пустые сроки. Удостоверьтесь, что все ваши показания, замеры, важные детали зафиксированы.

Случается, что ГИБДД принимает решение о том, что в ДТП виноваты вы, а не дорожные службы. В этом случае решение нужно будет обжаловать в вышестоящей организации. Тут вам помогут фотографии, сделанные на месте аварии, а возможно и показания свидетелей.

Чтобы виновник, в данном случае — ответственные лица дорожных служб, возместил ущерб пострадавшему, нужно доказать сам факт причинения ущерба авто или здоровью водителя и пассажиров. Это должно надлежащим образом быть отображено в протоколе, составленном работниками ГИБДД. Размер и наличие ущерба также может засвидетельствовать независимая экспертная компания.

Как составить иск на ответственных лиц дорожных служб?

После процедуры сбора необходимых документов можно попробовать решить конфликт с сотрудниками дорожных служб мирным путем. Если же миром разрешить вопрос не удалось, то можно обращаться в суд с иском.

Составить исковое заявление не так сложно, как может показаться. Оно должно состоять из трех частей:Заголовок. В нем укажите полную информацию о суде, истце и контакты для связи с вами;Информационная часть.

Должна содержать полную информацию о ДТП, требования к суду и обоснование требований;

Заключительная часть. Должна содержать список прилагаемых документов, дату подачи заявления и вашу подпись.

Грамотно составить иск поможет опытный автоюрист. Если величина компенсации меньше 50 000 рублей, то обращайтесь в мировой суд. Если больше указанной суммы — в районный.

«Нормативы» ям и гололеда.Полезно будет узнать, что к эксплуатационному состоянию автодорог есть определенные требования. Они должны отвечать всем условиям для обеспечения безопасности дорожного движения. Эти требования доступны всем и прописаны в государственном стандарте Российской Федерации.

Так, например, не всякая яма, неприкрытый люк, гололед могут быть причиной для взыскания ущерба. Стандарты дорожного полотна указывают, что выбоина на дороге должна быть не больше 5 сантиметров в глубину, в ширину не длиннее 60 сантиметров и 15 сантиметров — в длину.

В случае появления таких повреждений дорожные службы должны ликвидировать их в срок от 5 до 10 суток. А вот снежная «каша» или гололед тоже является поводом для иска в случае аварии, если погодные условия ухудшили состояние дороги больше 6 часов назад и их не устранили.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *