ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НОТАРИАТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — советы опытного юриста

Слово «нотариус» произошло от лат. — «notarius», что означало писец, «notta» — знак.

В России в XIV—XV вв. существовал так называемый «пронотариат», на рынках регистрировались сделки в присутствии свидетелей, называемых мытниками, позже — подъячими, за совершение таких сделок взыскивались пошлины и сборы.

В Российской империи правовое регулирование нотариата на уровне европейского нотариата произошло в 1866 г., при принятии Положения о нотариате, которое действовало вплоть до Октябрьской революции 1917 г. Декрет «О суде» № 1 1917 г. упразднил судебные органы, прекратили свою деятельность российские нотариусы, хотя в тексте Декрета нотариусы не упоминались.

Декрет «О суде» № 2 1918 г. отнес совершение нотариальных действий к компетенции нотариусов. В этот период были утверждены Временное положение о нотариальных отделах при совдепах и Инструкция о порядке деятельности нотариальных отделов. В 1922 г.

Совет народных комиссаров РСФСР принял Положение о государственном нотариате РСФСР. В последующие годы — 1923, 1926, 1930, 1947, 1965 — принимались очередные Положения с аналогичным названием. В 1974 г.

был принят Закон РСФСР «О государственном нотариате», который действовал до 13 февраля 1993 г.

Согласно Конституции РФ нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (п. «л» ч. 1 ст. 72). Основы законодательства о нотариате были приняты 11 февраля 1993 г., т.е. до принятия Конституции РФ, но по правовому статусу относятся к федеральному закону.

С введением в действие на территории РФ Основ законодательства о нотариате в Российской Федерации был возрожден небюджетный нотариат (нотариусы, занимающиеся частной практикой) Может быть сказать (см.

выражение в скобке) так — частный нотариат?, основанный на принципах законности, независимости, самофинансирования, национального языка нотариального делопроизводства, диспозитивности, активной помощи нотариуса в осуществлении прав, беспристрастности, обеспечении тайны совершения нотариальных действий, объективной истинности нотариальных актов, предупреждения правонарушений и споров, имущественной ответственности нотариуса за каждое нотариальное действие, строго фиксированной квоты членов профессиональной корпорации, запрете на конкуренцию.

В настоящее время на территории РФ только около менее 0,5% нотариусов работают в государственных нотариальных конторах. В большинстве регионов государственные нотариальные конторы закрыты в связи с переходом нотариусов на частную практику.

Правовое регулирование нотариальной деятельности в Российской Федерации закреплено в Конституции РФ, Основах законодательства о нотариате, ГК, ГПК РФ.

  • При совершении нотариальных действий нотариусы также применяют нормы Налогового, Семейного, Жилищного и Земельного кодексов РФ и следующих федеральных законов: «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О гражданстве Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «Об оружии», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «Об актах гражданского состояния», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и др.
  • В соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, Основами законодательства о нотариате нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
  • Нотариальные действия в Российской Федерации совершают:
  • — нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе;
  • — нотариусы, занимающиеся частной практикой;
  • — главы местной администрации поселения и специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления поселения или главы местной администрации муниципального района и специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления муниципального района в случае если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса;

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НОТАРИАТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - советы опытного юриста

— должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение нотариальных действий от имени Российской Федерации на территории других государств (ст. 1 Основ законодательства о нотариате).

Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Нотариат является составной частью правовой системы любого государства. В системе правоохранительных органов нотариат наиболее тесно связан с судом.

Судебный контроль за деятельностью нотариусов заключается в рассмотрении жалоб на действия их нотариусов и вынесения судами решений по искам об оспаривании нотариальных актов, вынесение решений о лишении нотариуса права заниматься нотариальной деятельностью.

Основная задача нотариуса состоит в том, чтобы после совершения любого нотариального действия не возникало споров между сторонами, каждое нотариальное действие направлено на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в будущем.

  1. Публично-правовые функции нотариуса, его место в гражданско-правовом обороте наиболее полно сформулированы в выступлении Луиджи Чимпи и Андре Армичо на Международном конгрессе нотариусов в Амстердаме в 1989 г. Основные функции нотариуса по латинскому праву, по их мнению, включают:
  2. — установление личности лиц, присутствующих при заключении договора;
  3. — установление легальной власти договаривающихся сторон на ведение переговоров;
  4. — исследование воли договаривающихся сторон;
  5. — толкование воли договаривающихся сторон;
  6. — проверка свободы и отсутствия постороннего влияния на волю договаривающихся сторон;
  7. — проверка возможности распоряжаться предметом контракта;
  8. — рассмотрение соответствия воли сторон с неукоснительными принципами действующего порядка;
  9. — переложение договариваемой воли в письменную форму, просто и ясно выражающую неоспоримое юридическое значение;
  10. — редактирование воли сторон в соответствии с экономической, юридической и социальной системой, для того, чтобы ее выполнение оказалось возможным в рамках установленного юридического порядка; данное соответствие обеспечивается также гласностью легальных актов, с полным соблюдением установленного порядка;
  11. — присвоение акту общественного доверия, в интересах общества, а также в интересах частных лиц, с целью удовлетворения требования уверенности в законности, со стороны граждан;
  12. — деятельность в качестве советника сторон;
  13. — сохранение профессиональной независимости[4].

Нотариат в Российской Федерации является нотариатом латинского типа, т.е. это — публично-правовой, правоприменительный и правозащитный институт, один из видов несудебной защиты прав граждан и юридических лиц.

Нотариальные действия обеспечивают охрану и защиту прав и интересов граждан и юридических лиц, закрепление этих прав и интересов и предупреждение их нарушения в будущем.

Все нотариальные действия совершаются в соответствии с установленными законом нормами.

В системе латинского нотариата нотариус выступает как независимый представитель своего государства, наделенный в установленном законом порядке полномочиями совершать нотариальные действия, несущий личную имущественную ответственность за каждое совершенное им нотариальное действие.

В странах англосаксонской правовой модели нотариус и нотариальные документы не играют той роли, какая отведена им в странах латинского нотариата.

Читайте также:  Как учитываются интересы детей при разделе имущества супругов? - советы опытного юриста

Основную группу профессиональных юристов в государствах, придерживающихся такой модели, составляют адвокаты, которые являются представителями конкретных лиц и не исполняют публичных функций.

При англосаксонской системе права основное внимание уделяется свидетельским показаниям как средству доказывания, в том числе и письменным доказательствам, судебному прецеденту, нотариусы же выполняют сугубо удостоверительные функции.

Основы нотариальной деятельности

Концепция современного нотариата исходит из того, что нотариус занимает особое место в гражданском обороте. Нотариат относится к системе правоохранительных органов.

Недаром учебные программы курса » Правоохранительные органы», преподаваемого на юридических факультетах вузов России, содержат также положения, знакомящие будущих юристов с системой данных органов.

Статья 1 Основ законодательства РФ о нотариате прямо предусматривает, что нотариус — это не предприниматель, оказывающий специфические услуги, а защитник прав и законных интересов субъектов гражданских правоотношений: » Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик в составе РФ, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации».

Главная особенность нотариата и заключается в том, что в его лице государство опосредованно выражает свою волю. Как судья провозглашает решение от имени Российской Федерации, так и нотариус выступает от имени государства, а не от себя лично.

Подобная близость к судебным органам и способствует тому, что проводится аналогия между судом и нотариусом, судебными и нотариальными актами и т. д. » Что составляет основу понимания нотариата как института превентивного правосудия? Что общего между нотариатом и правосудием? Общее, действительно, есть.

И это общее заключается, как я считаю, в целях, принципах организации деятельности,полномочиях», — утверждает В. Жуйков.

Статья 5 Основ законодательства РФ о нотариате предусматривает следующие гарантии нотариальной деятельности:

  • беспристрастность;
  • независимость;
  • руководство только Конституцией РФ и законом ( Основы о нотариате более подробно определяют правовую базу деятельности: » Конституцией -Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, настоящими Основами, законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами»);
  • нотариальную тайну.

Смотреть все актуальные новости

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.

Федеральная нотариальная палата (ФНП) – это некоммерческая организация, основанная на принципах самоуправления, саморегулирования и самофинансирования.

Она объединяет всех нотариусов России посредством обязательного коллективного членства в ней нотариальных палат субъектов РФ.

Нотариальные палаты субъектов РФ в свою очередь основаны на обязательном членстве в них всех нотариусов, занимающихся частной практикой на территории того или иного региона.

ФНП осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», другими правовыми актами органов государственной власти, международными договорами, Уставом ФНП, а также Профессиональным кодексом нотариусов Российской Федерации. При этом Палата обладает всеми правами юридического лица с полной финансово-хозяйственной самостоятельностью и аппаратом, позволяющим эффективно реализовывать возложенные на нее законодательством и Уставом функции по организации нотариальной деятельности, контрольные полномочия и представлять интересы нотариального сообщества в органах государственной власти.

На данный момент Федеральная нотариальная палата объединяет 84 нотариальные палаты субъектов Российской Федерации.

§ 6. Источники законодательства о нотариате

§ 6. Источники законодательства о нотариате

1. Понятие источников

https://www.youtube.com/watch?v=Ec9KTfsOoXs

Вопрос об источниках нотариального законодательства имеет существенное правовое значение, поскольку в нотариальной практике постоянно возникают вопросы выбора нормы, которой следует руководствоваться при совершении конкретного нотариального действия. Поскольку само нотариальное законодательство, как и нотариальное право, носит комплексный характер, то следует выделять источники как организации нотариальной деятельности, так и самого нотариального производства.

Круг источников нотариального производства очерчен в ст. 1 и 5 Основ законодательства РФ о нотариате, которые должны применяться с учетом Конституции РФ 1993 г., принятой после Основ. К их числу относятся Конституция РФ, международные договоры, конституции и уставы субъектов Федерации, Основы законодательства РФ о нотариате, федеральные законы и законы субъектов Федерации.

2. Конституция России и федеральные законы

Основной источник любого законодательства – Конституция РФ. В отношении нотариата можно говорить о целом ряде статей Конституции, но наиболее значимы ст. 48 (закрепляющая право граждан на квалифицированную юридическую помощь) и ст. 72 (относящая нотариат к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ).

Федеральные законы как источники нотариального законодательства. Основы законодательства РФ о нотариате были приняты Верховным Советом России 11 февраля 1993 г. и определили современное лицо российского нотариата.

Основы законодательства России о нотариате являются основным актом организационно-правового характера, определяя современную организацию нотариата, правовой статус, компетенцию и порядок деятельности нотариуса. Вопросам содержательного характера в Основах уделяется незначительное внимание.

Ставки государственной пошлины и тарифов по нотариальным действиям установлены Законом РФ «О государственной пошлине».

Гражданский кодекс России как источник нотариального законодательства в основном относится к самому содержанию нотариальной деятельности, определяя существо конкретных нотариальных действий.

Вместе с тем отметим как позитивное явление наличие множества процедурных норм нотариального производства в разд.

V «Наследственное право» ГК, что отражает его роль как источника норм нотариального права и законодательства.

Такое же значение имеют СК, НК, Законы РФ «Об основах федеральной жилищной политики», «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и целый ряд других федеральных законов.

3. Международные соглашения и договоры по вопросам нотариата

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции России общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы. В условиях вхождения России в мировое экономическое и правовое пространство значение международных договоров по правовым вопросам весьма значительно.

Например, нотариусами применяются Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.), целый ряд других международных соглашений и договоров.

Читайте также:  Охрана прав несовершеннолетних наследников - советы опытного юриста

Существенное значение для правоприменительной практики имеет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Основные права и свободы человека, закрепленные в данной Конвенции, имеют приоритетное правоприменительное значение и для нотариусов, которые обязаны соблюдать ее положения. Например, ст.

14 Конвенции запрещает дискриминацию в какой-либо форме и виде, что распространяется и на участников нотариального производства.

4. Судебная практика

Источником права в современных условиях становится судебная практика в самых разнообразных ее формах. При всей противоречивости высказанных по вопросу о месте судебной практики суждений большинство специалистов разделяют вывод о том, что судебная практика имеет как правообразующее, так и правореализационное значение[52].

Она может быть выражена в форме судебных актов международных органов правосудия, постановлениях Конституционного Суда РФ, Президиума и Пленума Верховного Суда РФ и в определенной мере – Высшего Арбитражного Суда РФ. В условиях осуществления государственного устройства России на принципе разделения властей (ст.

10 Конституции РФ) совершенно иначе можно поставить вопрос о правотворческих возможностях суда и роли судебной практики в правовом регулировании и правоприменении. Концепция судебного прецедента оказывается весьма плодотворной.

Судебная практика в современных условиях не только выступает в качестве предварительной ступени к последующему нормативному регулированию, но и сама становится непосредственным источником такого регулирования.

Причин к тому несколько. Во-первых, суды оказывают воздействие на законодательную и исполнительную власти путем принятия своих актов, контролируя акты иных органов власти. Судебная практика является ориентиром для последующего правотворчества и правоприменения, особенно позитивна в этих процессах роль Конституционного Суда РФ.

Во-вторых, усложняется правовая система. Есть определенные границы детализации законодательных актов, за пределами которых она теряет смысл и закон становится сборников казусов. Гегель справедливо замечал, что «в частном праве так называемое совершенство есть постоянное приближение»[53].

В настоящее время невозможно дать в федеральных законах и иных нормативных правовых актах полную и исчерпывающую кодификацию всего законодательного материала, решить все возможные вопросы, особенно взаимодействия с другими правовыми актами.

Поэтому судебный прецедент выполняет важнейшие функции, ориентируя субъектов гражданского оборота и нотариусов на вполне определенные варианты правопонимания и правоприменения.

Практика международных органов правосудия. Первостепенное значение приобретает международная судебная практика, выраженная в судебных актах Европейского суда по правам человека. В Федеральном законе от 30 марта 1998 г.

«О ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» содержится заявление о признании обязательными для Российской Федерации как юрисдикции Европейского суда по правам человека, так и решений этого суда, а также заявлений о праве российских граждан на обращение в названный суд за защитой своих нарушенных прав в течение шести месяцев после того, как исчерпаны внутригосударственные средства защиты этих прав.

При этом обязательное значение имеют не только те решения, которые были вынесены против Российской Федерации, но и в целом вся практика Европейского суда по правам человека, независимо от того, кто выступал в качестве заявителя – российские либо иностранные лица, в которой выражена его правовая позиция по тем либо иным вопросам толкования и применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Не имеет также значения и сфера решения – касается ли оно результатов правоприменительной деятельности судов общей юрисдикции либо арбитражных судов[54]. В частности, ст.

6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, регулирующая право на справедливое судебное разбирательство, распространяется на все имущественные иски, основанные на предполагаемом нарушении имущественных прав, независимо от того, в соответствии с каким законом (гражданским, административным и т.д.) должен быть разрешен спор и какой орган компетентен его рассматривать[55].

Например, для нас значима позиция такого международного органа правосудия, как Европейский суд по правам человека, касающаяся нотариата. В решении Европейского суда по правам человека от 3 апреля 2001 г. по вопросу приемлемости жалобы N 44319/98, поданной О.В.

Романовской против Российской Федерации, Суд отметил, что конвенционные органы последовательно не признавали исполнительно-регулятивные органы профессиональных структур, создаваемых лицами так называемых свободных профессий, в качестве ассоциаций (объединений) по смыслу ст. 11 Конвенции (см.

Постановление Европейского суда по правам человека по жалобе «Ле Конт, Ван Левен и Де Мейер против Бельгии» («Le Compte, Van Leuven and De Meyere v. Belgium») от 23 июня 1981 г., Серия А. N 43. С. 26 – 27, 64 – 65, касающееся Ордена врачей; а также Постановления по жалобам N 14331/88 и 14332/88 «Ревер и Легаллэ против Франции» («Revert and Legallais v. France»).

D.R. 62. С. 309, относительно Ордена архитекторов; N 13750/88 «А. и другие против Испании» («A. and Others v. Spain»). D.R. 66. С. 188, по вопросу коллегий адвокатов).

Цель этих предусмотренных законодательством органов – осуществление контроля и содействие развитию профессиональной деятельности. При этом данные органы выполняют важные публично-правовые функции, преследующие цель защиты прав других лиц.

В связи с этим их нельзя отождествлять с профессиональными союзами, но они тем не менее интегрированы в государственную структуру.

Принимая во внимание положения Основ законодательства РФ о нотариате и законодательно закрепленные функции нотариальных палат, Суд придерживается мнения о том, что такие палаты не могут рассматриваться в качестве объединений по смыслу ст. 11 Конвенции[56].

В данном решении Европейского суда по правам человека подчеркнута публично-правовая природа и особый характер функций нотариальных палат, которым делегированы государственные функции и на которые возложены обязанности по регулированию нотариальной деятельности.

Практика Конституционного Суда РФ. Юридическая сила решений Конституционного Суда РФ характеризуется тем, что они обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан и их объединений (ст. 6 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

Читайте также:  Содержание брачного договора - советы опытного юриста

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Непосредственное значение для деятельности нотариусов заключается в том, что признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции РФ является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами (ч. 2 ст. 87)[57].

В этом плане можно привести два Постановления Конституционного Суда РФ: от 24 февраля 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 г.

«О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год»[58]и от 19 мая 1998 г.

по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате[59].

Практика Верховного Суда РФ. Важное значение имеют решения Верховного Суда РФ, когда указанный судебный орган реализует свои полномочия по проверке соответствия федеральным законам актов Правительства РФ и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, а также разрешает гражданские дела в кассационном и надзорном порядке.

Например, своим решением от 4 августа 1998 г. N ГКПИ 98-238 Верховный Суд РФ признал Положение о порядке выдачи лицензий на право нотариальной деятельности, утвержденное Министерством юстиции РФ 22 ноября 1993 г., недействующим и не подлежащим применению со дня его утверждения.

Важное значение имеет практика толкования Верховным Судом РФ и нижестоящими судами общей юрисдикции применяемого в нотариальной деятельности материального законодательства. Поэтому такая практика обобщается и используется в работе нотариусов, а также публикуется в виде обзоров[60].

Определенное правовое значение имеет и практика Высшего Арбитражного Суда РФ.

Например, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ Постановлением от 20 января 1998 г.

N 5754/97 отметил относительно рассмотрения арбитражным судом жалобы истца на действия нотариуса по поводу совершения нотариальной надписи и принятия в этой части решения следующее.

Данные действия арбитражного суда являются неправомерными, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 49 Основ законодательства РФ о нотариате такие дела подведомственны суду общей юрисдикции. Поэтому производство по делу в этой части подлежало прекращению.

5. Законы субъектов Российской Федерации

Поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции РФ нотариат отнесен к сфере совместного ведения, то по вопросам нотариата может осуществляться правовое регулирование субъектами РФ.

Указанное положение о нотариате как сфере совместного ведения накладывает отпечаток на построение нотариального законодательства как двухуровневого, сочетающего законоположения федерального уровня и уровня субъектов РФ.

В целом ряде статей Основ законодательства РФ о нотариате есть отсылки к законодательству субъектов Федерации, в пределах которого допускается более детальное правовое регулирование. Однако пока на уровне субъектов РФ законов о нотариате принято не много. В частности, законы о нотариате приняты в Нижегородской области, Республике Башкортостан, Смоленской области.

Например, Закон Смоленской области о нотариате решает ряд таких важных вопросов, не урегулированных прямо в Основах, как круг обязанностей нотариуса, вопросы дисциплинарной ответственности и др.[61].

6. Подзаконные акты как источники нотариального аконодательства

Указы Президента РФ. В качестве примера можно привести Положение о консульском учреждении РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. N 1330[62]. Из недавно принятых отметим важный Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г.

N 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов», согласно которому в соответствии со ст.

7 Федерального конституционного закона «О Государственном гербе Российской Федерации» установлено, что Государственный герб РФ помещается на печатях нотариусов и воспроизводится на оформляемых и (или) выдаваемых ими документах.

Постановления Правительства РФ. Таких актов немного. К их числу можно отнести Постановление Правительства РФ от 23 июля 1993 г. N 703 «Об утверждении порядка уплаты сбора за выдачу лицензий на право нотариальной деятельности».

Акты федеральных органов исполнительной власти. Указанные акты принимаются по целому ряду вопросов, в том числе и в случаях, прямо указанных в Основах законодательства РФ о нотариате.

Так, непосредственное значение для нотариальной деятельности имеют Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти (утвержденная Министерством юстиции РФ 19 марта 1996 г.

), а также Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ (утвержденные Приказом Министерства юстиции РФ от 15 марта 2000 г. N 91).

Отличительной особенностью нормативных актов по нотариату является то правило, что многие из них должны приниматься совместным решением Министерства юстиции РФ и Федеральной нотариальной палатой, поскольку последняя наделена рядом регулирующих полномочий в сфере нотариата.

Например, Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утверждено решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 20 марта 2000 г. и Приказом Министерства юстиции РФ от 14 апреля 2000 г.

N 132.

Ряд правовых актов утверждался в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате только решением Министерства юстиции РФ, например Порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности, утвержденный Приказом от 26 октября 1998 г. N 150.

7. Заключительные выводы

Таким образом, можно сказать, что основными источниками законодательства как об организации нотариальной деятельности, так и относительно порядка совершения нотариальных действий являются федеральный закон и судебная практика его толкования.

Только относительно ряда процедурных вопросов назначения на должность нотариуса и нотариального делопроизводства в случаях, предусмотренных Основами законодательства РФ о нотариате, источником нотариального законодательства являются нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, при этом в ряде случаев принятые по согласованию с Федеральной нотариальной палатой.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *