Госдуме предложили ввести наказания за обещание взятки — советы опытного юриста

Госдуме предложили ввести наказания за обещание взятки - советы опытного юриста

  • Добрый день, уважаемые читатели и подписчики!
  • Перед тем, как сделать эту сегодняшнюю публикацию, я сделала предварительный опрос среди пользователей сайта. Вот ссылка на этот опрос: Подробнее ➤
  • На момент написания данной статьи, результаты опроса следующие:

Госдуме предложили ввести наказания за обещание взятки - советы опытного юриста

Как вы все видите, 94% респондентов за то, чтобы в Уголовном кодексе была введена ответственность за невыполнение обещаний, данных властью, ибо в предвыборных кампаниях, на встречах с избирателями наши чиновники рассказывают такие красивые восточные сказки, цель которых одна — ПРОБИТЬСЯ ВО ВЛАСТЬ И ПОЛУЧИТЬ ТЁПЛЕНЬКОЕ МЕСТЕЧКО! При этом, как только их цель достигнута, то мы наблюдаем следующие картины:

Госдуме предложили ввести наказания за обещание взятки - советы опытного юристаГосдуме предложили ввести наказания за обещание взятки - советы опытного юристаГосдуме предложили ввести наказания за обещание взятки - советы опытного юриста

И таких фотографий не мало «ходит» по интернету. Да, возможно конечно, что подобные снимки сделаны в перерывах между заседаниями. Но, возможно и нет.

Вот я лично, пример, склоняюсь ко второму варианту, исходя из результатов работы наших народных избранников, которые принимают антинародные законы, «заточенные» под олигархов и власть имущих.

Сразу оговорюсь, что не все так работают! Есть депутаты, деятельность которых направлена на благо российского народа, но плодов, к сожалению, их работа не приносит и мы все догадываемся почему.

И это почему — засилие партии «Единая Россия» во всех властных кругах России.

Итак, вернёмся к теме нашего разговора. Сейчас я буду высказывать своё личное мнение. У уважаемых читателей, подписчиков и гостей сайта 9111. ру есть право согласиться или не согласиться с ним.

Я считаю, что к чиновникам, которые воспользовались доверием своих избирателей и не выполняют своих предвыборных обещаний, необходимо применять ст.159 УК РФ.

Считаю, что такие чиновники пришли во власть мошенническим путём с целью личной наживы, а не с целью работать на благо российского народа. Конечно же я рассуждаю как дилетант, так как у меня нет высшего юридического образования.

Если я не права в этом, то прошу наших уважаемых юристов сайта 9111. ру поправить меня, за что я буду безумно им благодарна.

Госдуме предложили ввести наказания за обещание взятки - советы опытного юристаГосдуме предложили ввести наказания за обещание взятки - советы опытного юристаГосдуме предложили ввести наказания за обещание взятки - советы опытного юристаГосдуме предложили ввести наказания за обещание взятки - советы опытного юриста

Считаю, что ответственность за невыполненные обещания обязательно должна быть, иначе во власти так и будет засилие лиц, имеющих свои личные интересы, не смотря на то, что они являются слугами народа, а не наоборот!

Госдуме предложили ввести наказания за обещание взятки - советы опытного юриста

Кто-то скажет, что привлечь к ответственности невозможно.

А я скажу — ВОЗМОЖНО! Возможно привлечь к ответственности, если захотеть! Ведь, привлекают к ответственности даже президентов в других странах мира! Почему же нельзя сделать это в России? Ведь подняли же наши народные избранники пенсионный возраст, глядя на пенсионный возраст других стран. Так пусть возьмут пример с других стран и в отношении данного вопроса.

  1. Вот несколько примеров.
  2. Бывший президент Республики Кореи Пак Кын Хе.
  3. Суд признал Пак Кын Хе виновной по 16 пунктам обвинения из 18, выдвинутых прокуратурой, в том числе во взятках и вымогательстве.
  4. В Южной Корее посадили очередного президента-коррупционера.

Кто-то скажет о неприкосновенности бывших экс-президентов, которые хотят прописать в Конституции РФ. Моё мнение — этого делать нельзя!

Если закрепят неприкосновенность экс-президентов, то уже никогда экс-президент не ответит за свои деяния! Никогда экс-президент не ответит за обнищание российского народа и за те сказки, которые он рассказывал своему народу в рамках предвыборной кампании.

Я считаю, что каждый должен быть в ответе за результаты своей работы.

А что вы думаете на счёт всего изложенного мною в данной публикации?

Согласны ли вы с моим мнением? Жду ваших комментариев.

С уважением, Татьяна Дмитриевна.

Источник. https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/04/09/756304-eks-prezidenta-yuzhnoi-korei

https://news.liga.net/world/news/v-yujnoy-koree-posadili-ocherednogo-prezidenta-korruptsionera

https://ria.ru/20200218/1564912312.html

Инспектор намекает на взятку? В Госдуме рассказали, что делать

Как должен действовать гражданин, если от него требуют взятку, какое наказание грозит ему в случае согласия нарушить закон, как накажут того, кто возьмет деньги, и что Государственная Дума делает для совершенствования антикоррупционного законодательства — читайте в нашем материале.

Основные положения антикоррупционного законодательства разъясняем вместе с Председателем Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым.

Мне предлагают дать взятку — что мне делать? Куда я могу обратиться? Как закон защищает мои права?

Если вам предлагают дать взятку или тем более у вас ее вымогают, необходимо обратиться на горячую линию Министерства внутренних дел или горячую линию Федеральной службы безопасности. Именно МВД и ФСБ осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление преступлений коррупционной направленности.

В свою очередь, уголовные дела о получении или даче взятки подследственны Следственному комитету России. Важно помнить, что закон всегда на стороне того, кто отказывается от дачи взятки.

И если ее от гражданина вымогают, то коррупционер понесет еще более серьезное наказание.

Вымогательство взятки является отдельным отягчающим обстоятельством — за это может грозить до 12 лет лишения свободы со штрафом до шестидесятикратной суммы взятки.

Ответственность грозит только тому, кто взятку получил? Или того, кто ее дал, тоже накажут?

За дачу взятки должностному лицу ст. 291 Уголовного кодекса РФ в том числе предусматривает от двух до 15 лет лишения свободы (если взятка была в особо крупном размере — это более 1 млн рублей), а также значительные штрафы. Да, дача взятки — точно такое же нарушение закона, как и ее получение.

Освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки возможно только в том случае, если гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо если он сам добровольно сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки.

Во всех остальных случаях тот, кто дает взятку — точно такой же коррупционер.

А какие вообще наказания российский закон предусматривает для коррупционеров?

В России для лиц, совершающих коррупционные преступления, предусмотрены жесткие наказания, вплоть до 15 лет лишения свободы.

При этом введена система дополнительных санкций, таких как штрафы, кратные сумме взятки или коммерческого подкупа, конфискации имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Штрафы могут достигать нескольких миллионов рублей или быть, например, кратными всей — также многомиллионной — сумме взятки.

Кроме ст. 290 УК РФ (получение взятки), отдельная ответственность предусмотрена за посредничество во взяточничестве — до 12 лет лишения свободы, а также за обещание или предложение такого посредничества. В последнем случае наказание может составить до семи лет лишения свободы.

И уголовной ответственности за получение взятки можно избежать только одним способом — никогда взяток не брать.

И даже за мелкое взяточничество — до 10 тыс. рублей — наказанием станет штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы — до одного года.

Взятка — это только конверт с деньгами? А коробка конфет или бутылка шампанского может считаться взяткой? Какие ограничения по подаркам предусмотрены законом?

Нет, по российскому уголовному законодательству взятка — это не только деньги, но и любые ценности, ценные бумаги, имущество, например машина или квартира, или, как у классика — борзые щенки, а также имущественные права и незаконное оказание услуг имущественного характера.

Например, если должностное лицо оказало какую?то протекцию главному врачу платной, коммерческой клиники, а тот «отблагодарил» его бесплатным лечением — это и есть оказание услуг имущественного характера, а следовательно, — нарушение антикоррупционного законодательства.

Государственным и муниципальным служащим в связи с выполнением своих служебных обязанностей законом запрещено получать подарки и вознаграждения — как деньги, так и, например, оплату поездок или развлечений, или того же лечения.

Все подарки, полученные на протокольных, официальных мероприятиях или в служебных командировках должны передаваться в соответствующие государственные и муниципальные органы. Они признаются государственной или муниципальной собственностью.

И даже подарки, которые, на первый взгляд, кажутся кому?то незначительными, но которые должностное лицо получает за действия в интересах дающего, — это тоже коррупционное преступление. Об этом необходимо помнить. Были случаи, когда за бутылку коньяка, которую сотрудник ФСИН получал за право свидания родственника с заключенным, он привлекался к ответственности за получение взятки.

Как контролируются доходы государственных и муниципальных служащих? Что им грозит за сокрытие информации?

По закону контролируются доходы и расходы, имущество граждан, замещающих государственные и муниципальные должности, должности в правоохранительных органах и силовых структурах, а также, например, в Банке России, госкорпорациях и внебюджетных фондах. Подлежат контролю сведения о доходах и имуществе их супругов и несовершеннолетних детей.

За непредоставление такой информации или сообщение заведомо ложных сведений о доходах и имуществе по закону должностному лицу грозит увольнение.

А доход и имущество (объекты недвижимости, транспортные средства, акции, ценные бумаги, доли и паи), законность происхождения которых должностное лицо не сможет доказать, могут быть обращены в доход государства.

Но в минувшем году мы усовершенствовали ответственность за совершение коррупционных правонарушений, в частности, в доход государства теперь может быть обращено не только имущество, законность приобретения которого должностное лицо не сможет доказать, но и денежная сумма, эквивалентная его стоимости, если обращение самого имущества по каким?то причинам невозможно.

Кроме того, состояние должностных лиц теперь контролируют и после их увольнения или ухода с государственной службы. Контроль за их доходами и расходами осуществляется прокуратурой.

Наконец, мы приняли закон Президента РФ, который наделяет Генеральную прокуратуру полномочиями по эффективному поиску зарубежных счетов должностных лиц — напомню, им запрещено их иметь.

Комитет по безопасности и противодействию коррупции продолжает последовательную работу над совершенствованием антикоррупционного законодательства.

Она носит уже скорее точечный характер, потому что в нашей стране было сформировано современное, устойчивое, а главное, эффективное законодательство и его правоприменение — чему примером служат громкие антикоррупционные дела последних лет, когда к ответственности привлекались должностные лица самого высокого ранга.

Но одним из важнейших вопросов остается формирование антикоррупционного правосознания в обществе, четкого понимания у каждого гражданина, что ни давать, ни брать взятки нельзя никогда и ни при каких условиях. И формироваться оно должно еще со школы.

Госдуме предложили ввести наказания за обещание взятки

Третейским судьям готовят уголовную ответственность за использование полномочий «вопреки задачам своей деятельности». Единоросс Анатолий Выборный предложил Госдуме дополнить Уголовный кодекс РФ новыми статьями, согласно которым обещаний, предложений или просьбы принять, передать взятку или предмет коммерческого подкупа будет достаточно, чтобы стать фигурантом уголовного дела.

Депутат-единоросс Анатолий Выборный внес в Госдуму законопроект, разработанный в рамках выполнения обязательств России по имплементации положений Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

Читайте также:  Право на самооборону могут уточнить - советы опытного юриста

Документ направлен на исполнение рекомендаций ГРЕКО (группа государств против коррупции), данных Российской Федерации по итогам третьего раунда оценки в нашей стране национального законодательства и практики борьбы с коррупцией по теме «Криминализация преступных деяний», говорит Выборный.

Он напоминает, что на следующей неделе Россия будет отчитываться о выполнении рекомендаций. Документ также направлен в правительство РФ и Верховный суд РФ.

Согласно документу в УК РФ появятся новые статьи, предусматривающие наказание за обещание, предложение или просьбу принять либо передать взятку (ст. 291.3) или предмет коммерческого подкупа (ст. 204.3).

Так, например, до года заключения со штрафом в размере пятикратной суммы подкупа или взятки будет грозить тому, кто пообещает, предложит или попросит принять их.

За особо крупный размер обещания коммерческого подкупа будет грозить лишение свободы от трех до семи лет с 30-кратным штрафом, за обещание аналогичной взятки — до восьми лет заключения с аналогичным материальным взысканием в пользу казны.

Кроме того, Выборный предлагает дополнить УК статьей «Злоупотребление влиянием» (ст. 291.4).

По ней будут наказываться незаконные передача, предложение или обещание (физлицу лично или через посредника) денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание  услуг имущественного либо неимущественного характера «с целью использовать его влияние на принятие решения должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации». За это будет грозить лишение свободы до двух лет со штрафом до десятикратной суммы взятки. Согласие физлица использовать свое влияние будет согласно проекту караться заключением до трех лет со штрафом до 15-кратной суммы взятки.

Адвокат бюро «Деловой фарватер» Антон Соничев считает положительной идею ввести наказания за обещание, предложение или просьбу участия в коммерческом подкупе или взяточничестве, а также за злоупотребление влиянием.

По словам эксперта, коррупционеров будет проще выявлять и для них останется меньше лазеек для обхода закона. При этом больше участников коррупционного сговора можно будет наказать, что должно уменьшить желающих в нем участвовать из-за повышения риска. 

— Данные статьи устраняют те пробелы в законодательстве, которые затрудняют качественную борьбу с коррупцией и наказание за нее, — объясняет Соничев.

Профессор Финансового университета при правительстве РФ Иван Соловьев считает, что расширение перечня коррупционных преступлений прогнозируемо и может приветствоваться, так как чем больше детализации в этой сфере, тем ниже риски необоснованного привлечения к уголовной ответственности.

— Только в этот раз законопроект нацелен на более широкий круг лиц: не только и не столько чиновники, сколько иные лица, которые могут быть вовлечены в орбиту коррупционных рисков и возможностей, — говорит он.

— При этом, конечно же, подпадающие под проектные нормы должностные лица коммерческих структур вряд ли будут в особом восторге от предложенных перспектив.

Одно дело активно обвинять чиновников и правоохранителей в коррупционности, а другое дело самим соответствовать международным и национальным антикоррупционным стандартам. 

Наказание за нематериальную взятку

Ужесточает проект наказание за дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации (ч. 1 ст. 291).

За это виновному будет грозить до четырех лет заключения, а не два года вместе со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки.

Это изменение — отнесение преступления к категории средней тяжести — позволит выполнить рекомендации ГРЕКО, говорится в пояснительной записке к проекту, согласно которым необходимо увеличить минимальный двухлетний срок давности за совершение такого преступления.

Также документ вводит институт нематериальной, неимущественной взятки, которая не поддается оценке, говорит Выборный. Для этого предлагается, в частности, скорректировать ст.

290 («Получение взятки»), по которой к таким преступлениям будет отнесено не только получение денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде оказания незаконных услуг имущественного характера, но и услуги «неимущественного характера», получение «неимущественных прав, иных неправомерных преимуществ». Аналогичное уточнение появляется и в статье о коммерческом подкупе.

Эти новеллы в пояснительной записке к проекту также объясняются необходимостью выполнить рекомендации ГРЕКО.

По ним России «необходимо расширить сферу действия положений о взяточничестве УК РФ, чтобы они однозначно охватывали любую форму неправомерного преимущества, в том числе любые преимущества нематериального характера, независимо от того, имеют ли они поддающуюся оценке рыночную ценность или нет», говорится в сопроводительных материалах к проекту.

Уголовные дела без жалобы потерпевшего

Также Анатолий Выборный предлагает разрешить следователям и без жалобы потерпевших компаний возбуждать уголовные дела по статьям из главы 23 УК РФ («Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях»), в которой находятся статьи о коммерческом подкупе, злоупотреблении полномочиями и другие. Сейчас для возбуждения таких уголовных дел потребуется заявление руководителя этой организации.

Выборный также ссылается на необходимость корректив в связи с рекомендациями ГРЕКО. Сейчас бизнесмены не заявляют о таких преступлениях, говорит депутат.

— Получается, что человек, совершивший преступление, остается без наказания. Неважно, государственный это или частный сектор, если преступление совершено, то за него нужно нести ответственность. Безнаказанность, как правило, влечет другие преступления, — рассуждает единоросс.

  • Адвокат Соничев считает, что такая новелласпособна «снизить уровень коррупции, когда нарушители избегают ответственности, если договорятся с пострадавшими компаниями».
  • Профессор Соловьев считает, что данное предложение требует глубокого анализа.
  • — Не далее как год-полтора назад как раз вовсю шли разговоры, что уголовные дела по ряду составов с ущербом и вредом (например, мошенничество) без наличия конкретного потерпевшего и его заявления возбуждаться не должны, — напоминает он.
  • Уголовные наказания для третейских судей

Кроме того, законопроект вводит уголовную ответственность для третейских судей, в том числе и для иностранных арбитров за использование своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам.

Сейчас наказание за такое нарушение предусмотрено для частных нотариусов и аудиторов (ст. 202 УК — максимальное наказание до пяти лет заключения). Выборный говорит, что «третейские судьи выпали из обоймы правового регулирования» в этом вопросе, а потому законопроект этот недочет исправляет.

Ответственный администратор Арбитражного центра Андрей Горленко обращает внимание на то, что новеллы законопроекта вызывают ряд вопросов, несмотря на, по всей видимости, благую цель, которую преследуют его авторы. Ст.

202 УК сейчас предусматривает ответственность за злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами, но статус у арбитра и нотариуса, аудитора разный.

У последних он постоянный, а у арбитра временный — возникает у человека в момент его назначения для рассмотрения дела и прекращается после вынесения решения.

— Не очень понятно, кто такой «иностранный арбитр». Иностранный гражданин, и почему его выделяют в отдельную категорию? И где место арбитража должно быть, чтобы он стал субъектом преступления: в России или за рубежом тоже? Законодательство об арбитраже такой дифференциации (российский — иностранный) не содержит, — говорит Горленко.

— Также в арбитраже всегда есть выигравшая сторона и проигравшая, как правило, недовольная. Это повышает риск обращений проигравших сторон и последующих проверок, — считает он.

В свою очередь, это может отбить желание у квалифицированных и профессиональных арбитров участвовать в арбитраже, опасаясь подобного давления.

Всё это может существенно снизить привлекательность России как места арбитража, и споры российского бизнеса снова начнут «утекать» за рубеж.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ставропольского края

Об уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве

В Российском законодательстве имеется несколько составов преступлений, безусловно относящихся к преступлениям коррупционной направленности. Среди них не совсем обычное преступление – посредничество во взятке.

Термин «посредничество во взяточничестве» раскрыт в первой части ст. 291.1. Под ним подразумевают два варианта возможных действий, которые составляют объективную сторону преступления: 

Сама передача взятки по просьбе, поручению взяточника или того, в чьих интересах взятка передается.

Другая помощь в достижении, реализации договоренности о получении и даче взятки – любые действия, цель которых содействие в достижении конечной цели взяточников и тех, кто взятку передает. Например, это поиск должностного лица, способного «решить вопрос», переговоры, уговоры к «помощи» взяткодателю и прочие.

Посредник – связующее взяткополучателя и взяткодателя звено, он не имеет собственного интереса во взятке, действует в интересах ее сторон, не используя в качестве взятки свое имущество.

Посредником во взяточничестве в определенных обстоятельствах может являться подчиненный, передавший взятку по поручению своего руководителя, который при таких обстоятельствах может отвечать по УК как взяткодатель по ст. 291 УК РФ.

От настоящего посредничества нужно отличать мошенничество, имеющее с ним общие черты.

Как мошенничество могут быть квалифицированы действия человека, вызвавшегося оказать услуги посредника между получателем взятки и взяткодателем, который реально этого делать не собирался, а полученные для передачи в качестве взятки ценности присвоил себе. При этом в действиях передавшего ценности для дачи взятки, могут быть усмотрены признаки покушения на дачу взятки.

Как пример можно привести ситуацию, когда матери призывника предложили «решить» вопрос о признании ребенка негодным к военной службе. Обратилась к ней знакомая мед. сестра, имеющая доступ к документации медицинской комиссии при призыве. Для решения «вопроса» предложила дать ей денежные средства с целью якобы в дальнейшем передать их должностному лицу для принятия такого решения. При этом «посредница» заведомо была осведомлена о наличии у мальчика диагноза, препятствующего признанию его годным, а также о том, что заключение о его негодности уже имеется. Деньги, полученные от матери, передавать никому не собиралась, просто присвоив их себе

  • Согласно норме статьи 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовно наказуемыми являются действия посредника, которые выражаются:
  • обещании или предложении посредничества во взяточничестве;
  • непосредственная передача взятки должностному лицу по поручению взяткодателя или взяткополучателя;
  • любое иное способствование взяткодателю или взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки (например, ведение переговоров по поручению взяткодателя или взяткополучателя, подыскание соответствующего должностного лица, склонение его к оказанию содействия взяткодателю)
  • Существует несколько характеристик, присущих посреднику, однако основная среди них – это содействие взяткодателю или взяткополучателю для успешного совершения процедуры передачи взятки.
Читайте также:  ОСОБЫЕ И СОКРАЩЕННЫЕ ФОРМЫ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА - советы опытного юриста

За указанные действия ответственность наступает независимо от того, в интересах взяткодателя или взяткополучателя выступает посредник. При этом его действия являются уголовно наказуемыми в том случае, если размер взятки превышает 25 тыс. рублей.

Квалифицирующими признаками состава преступления, при наличии которых предусмотрено более строгое наказание, являются: использование посредником своего служебного положения; посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие); совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; посредничество во взяточничестве в крупном размере (когда размер взятки превышает 150 тыс. рублей) и особо крупном размере (свыше 1 млн рублей).

За совершение данного преступления определено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет. Санкция этой статьи в качестве альтернативного вида основного наказания предусматривает штраф в размере до 3 млн.

рублей (а также в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет или в размере до 80-кратной суммы взятки).

В качестве дополнительных видов наказания предусмотрены лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 7 лет и штраф в размере до 70-кратной суммы взятки.

В соответствии с примечанием к статье 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации посредник может быть освобожден от уголовной ответственности, если он активно способствовал раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщил о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

 

Что предпринять, если задержали за взятку? | Ошеров, Онисковец и Партнеры

Обвинения в получении взятки могут выдвинуть практически любому человеку, который занимает определённую должность: чиновнику, руководителю госпредприятия, депутату и т. д. Что касается дачи взятки (а это также криминальное правонарушение), то тут круг лиц еще шире – обвинить могут всех без исключений.

При этом человека могут сразу же задержать и содержать под стражей вплоть до суда. Очевидно, что такое развитие событий – не самое приятное, потому нужно знать, как защитить свои интересы и как вести себя в подобных ситуациях.

В данной статье мы расскажем, что должен делать человек в первую очередь, если он задержан за взятку, какая ответственность ему грозит и чем может помочь в подобных обстоятельствах адвокат.

Какая уголовная ответственность грозит за взятку?

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает достаточно серьезные наказания за коррупционные действия. К ним относятся дача взятки, ее получение, а также посредничество между должностным лицом и человеком, который пытается его подкупить. Вот какая уголовная ответственность за взятку предусмотрена российским законодательством:

  • получение взятки (ст. 290 УК РФ) – наказание напрямую зависит от суммы взятки и может составлять от условного срока лишения свободы до 15 лет тюремного заключения. Также на строгость санкций влияет занимаемая должность обвиняемого, общественный резонанс, действие в составе организованной группы, размер ущерба государственной собственности и имиджу страны, случаи рецидивов (если подобные преступления совершаются не в первый раз) и другие факторы. Помимо лишения свободы, виновный может быть оштрафован на солидные суммы (обычно сумма штрафа – это 10-20-кратный размер полученной неправомерной выгоды), а также ему может быть выдан запрет на определенные должности и виды деятельности в будущем (например, практически всегда запрещается в дальнейшем занимать высокие государственные посты);
  • дача взятки (ст. 291 УК РФ) – как и в случае с получением, передача неправомерной выгоды (подкуп) госслужащего наказывается в зависимости от конкретной суммы взятки – чем она выше, тем более строгим будут санкции. В случае незначительной взятки тюремное заключение может быть заменено условным сроком на 1-3 года, если же размер неправомерной выгоды признан значительным, крупным или особо крупным, виновный может получить до 12 лет за решеткой. Также на строгость наказания влияет наличие подобных действий в прошлом, участие в составе преступной группы, ущерб для государства и т. д. Вместе с заключением или без него взяткодатель может быть оштрафован (10-30-кратный размер взятки), также ему могут запретить занимать определенные должности;
  • посредничество в передаче взятки (ст. 291.1 УК РФ) – сравнительно недавно в Уголовный кодекс внесли также наказание для лиц, которые способствовали совершению коррупционного преступления. Обычно именно через них, а не напрямую, передаются деньги, а также выдаются необходимые документы в обмен на взятку. Наказание для виновных предусмотрено хоть и более мягкое, но всё равно довольно строгое: тюремное заключение до 6 лет (если речь идет о взятке в крупном или особо крупном размере, если преступление совершалось группой лиц или нанесен серьезный ущерб интересам государства). Кроме того, виновный может быть оштрафован на сумму, в 10-20 раз превышающую размер взятки, и к нему могут быть применены дополнительные ограничения в виде запретов той или иной деятельности.

Также нужно знать, что является взяткой с точки зрения законодательства. Речь идет не только о деньгах, материальная выгода может быть любой: ценные бумаги, драгметаллы, услуги, различные товары и т. д.

В обмен на неправомерную выгоду взяткополучатель должен предоставить взяткодателю определенные услуги, выполнить действия или бездействовать вопреки своим должностным обязанностям (то есть, должна быть связь между подкупом и определенными преимуществами) – именно это дает основания для уголовной ответственности за дачу взятки.

Взятка как преступление возможна только по отношению к государственному чиновнику, аналогичные действия в бизнесе называются коммерческим подкупом и наказываются по другим статьям.

Порядок действий, если обвиняют во взятке?

Если вас или вашего знакомого поймали на взятке, нужно все силы направить на то, чтобы либо доказать свою невиновность, либо, если это невозможно, максимально облегчить возможные санкции. Вот перечень того, что может помочь в такой ситуации:

  1. Заручитесь поддержкой опытного адвоката. Даже если вы полностью невиновны, это еще придется доказать, и самостоятельно сделать это будет очень тяжело. Если же сразу за дело возьмется опытный уголовный адвокат по взяткам, он сможет разобраться в сложившейся ситуации и предложить оптимальную стратегию действий.
  2. Если есть возможность, всячески отрицайте сам факт умышленного получения или дачи взятки. Например, взяткополучатель может настаивать на том, что это была умышленная провокация со стороны недоброжелателей, взяткодатель, наоборот, может говорить о вымогательстве со стороны чиновника. Если у следствия явных доказательств вины нет, версия может быть принята как рабочая, что существенно снизит строгость наказания.
  3. Постарайтесь найти доказательства своей невиновности. Хорошими подтверждениями может быть алиби, отсутствие мотивов для совершения преступления, невозможность осуществить вменяемые действия в принципе (например, из-за отсутствия необходимых полномочий) и т. д. Помните, что зачастую доказательная база в коррупционных делах состоит из показаний свидетелей и в первую очередь обвиняемых (если, конечно, правоохранительные органы не взяли с поличным), потому не упрощайте работу полицейским и не сознавайтесь, особенно, если вашей вины в правонарушении нет.
  4. Если доказать непричастность не выйдет, достаточно выигрышной стратегией может быть сотрудничество со следствием. В обмен на чистосердечное признание тюремное заключение может быть заменено штрафом или условным сроком, особенно если подобные действия совершаются впервые, и ранее обвиняемый не имел проблем с законом.

В любом случае, каждое действие необходимо согласовывать с адвокатом, ведь любой неверный шаг – и наказание будет неотвратимо.

Заключение

Обвинения во взяточничестве достаточно распространённые, потому нужно знать, как действовать в ситуациях, когда вас подозревают в таком преступлении. Первый шаг по защите своих интересов – это услуги грамотного адвоката по уголовным делам, который сможет оказать всю необходимую помощь.

Услуги адвоката по защите от уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве

Для сокрытия взяточничества многие предприниматели и владельцы бизнеса пользуются услугами посредников, чтобы невозможно было с достоверностью установить факт дачи-получения взятки. В целях борьбы с данным преступлением в 2011 году введен новый состав «посредничество во взяточничестве». Теперь посредники несут самостоятельную уголовную ответственность по статье 291.1 УК РФ.

Что понимают под посредничеством во взяточничестве?

Под посредничеством во взяточничестве понимают деяние, направленное на достижение договоренности между взяткодателем и взяткополучателем, а также передача нелегального вознаграждения.

Виды посредничества во взяточничестве

Посредник участвует как в получении, так и в передаче взятки. Содействие взяткодателю и взяткополучателю может выражаться в различных действиях.

В судебном практике выделяется несколько видов посредничества:

  • передача вознаграждения в виде денег или имущества;
  • обещание дать взятку лицу, на которое укажет взяткодатель;
  • советы по поводу того, с кем можно решить проблему с помощью взятки;
  • сводничество владельца бизнеса с должностным лицом для передачи взятки;
  • согласование условий передачи нелегального вознаграждения;
  • поиск лиц, выступающих в качестве взяткодателя и взяткополучателя.
Читайте также:  Еще раз немного об амнистии - советы опытного юриста

Если передача-получение нелегального вознаграждения не состоялась, то деяние посредника расценивается как покушение на возможное посредничество.

За какие правонарушения наступает ответственность по статье 291.1 УК РФ

Статьей 291.1 УК РФ предусмотрено несколько составов преступления. В зависимости от степени тяжести выделяют посредничество по даче-получению вознаграждения:

  • в значительной сумме от 25 000 руб.;
  • в крупной сумме от 150 000 руб.;
  • в особо крупной сумме от 1 000 000 руб.;
  • для совершения нелегальных действий;
  • совершенное преступной группой или по предварительной договоренности.

На практике случается, что посредник получает от взяткодателя какую-то ценность в качестве взятки, заведомо не намереваясь передать ее взяткополучателю. Присвоение предмета взятки в пользу посредника представляет собой мнимое посредничество. Деяние квалифицируется как мошенничество.

Если вас обвиняют в посредничестве, однако вы не знали о том, что передаваемая вещь или деньги – это взятка, то ответственность вам не грозит. Для освобождения от наказания воспользуйтесь помощью наших адвокатов. Мы специализируемся на защите клиентов от уголовного преследования за взяточничество.

Кто привлекается к уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве?

Субъектами преступления являются 16-летний вменяемые лица. Если какое-то лицо привлекло в качестве посредника несовершеннолетнего ребенка, не обладающего дееспособностью, тот не может быть подвергнут уголовному преследованию.

Посредник всегда действует с прямым умыслом. Он осознает, что действует по чьей-то просьбе, и ожидает за это вознаграждение в форме денежных средств, продвижения по службе, поддержания приятельских отношений.

Какое наказание предусмотрено по статье 291.1 УК РФ?

За посредничество во взяточничестве предусмотрены различные меры воздействия. Подсудимый подвергается следующим наказаниям:

  • платит штраф в размере до 3 000 000 руб.;
  • отбывает тюремное заключение в течение максимального срока – 7 лет.

Штраф может выплачиваться в виде заработной платы за определенный период или в размере, кратном сумме нелегального вознаграждения. Одновременно осужденный лишается должности или права заниматься конкретным видом деятельности.

Обвиняемый может снять с себя уголовную ответственность, если будет участвовать в раскрытии преступления, поможет пресечь деяние или добровольно сообщит о его совершении.

Консультация юриста по уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве

Расследованием преступления по статье 291.1 УК РФ занимается СК РФ. Для снятия с себя обвинений рекомендуем обратиться за помощью к адвокатам юридической компании СКП. Мы помогаем клиенту наладить взаимодействие со следствием.

Наиболее эффективный метод защиты – добровольная помощь в раскрытии преступления. Если вы нуждаетесь в консультации опытного адвоката, свяжитесь с нашими специалистами через форму обратной связи или по телефону.

Мы ответим на все вопросы в удобное для вас время.

«Лучше тебе не обещать, чем обещать и не исполнить» Соломон. Екклесиаст гл.5 (1-9)

Совершенствование правовых механизмов борьбы с коррупцией стало одним из приоритетных направлений современной уголовной политики.

В целях повышения эффективности законодательства по борьбе с коррупцией Федеральным законом от 4 мая 2011г.

№ 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 291.

1, которая предусматривает ответственность за посредничество во взяточничестве как самостоятельное преступление.

Новеллой Федерального закона стало введение в уголовный закон нормы об ответственности за обещание или предложение посредничества во взяточничестве (ч. 5 ст. 291.1 УК РФ). Если говорить о предложении посреднических услуг во взяточничестве, то здесь явно можно сказать, что это больше похоже на посредничество. Но автора данной статьи особенно заинтересовал вопрос об обещании.

Интересно, каким образом необходимо применить ч.5 ст. 291.1 Уголовного кодекса РФ, ведь согласно статье 5 «лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившее общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина».[1]

В данном случае задаешься вопросом, а имеется ли вина обещавшего за последствия, которые возможно и не наступят? Попробуем разобраться, за что именно предусмотрена ответственность в ч.5 статьи 291.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации за действие или бездействие. По смыслу Закона получается, что ответственность наступает за сам факт обещания и предложения посреднических действий.

Что же такое обещание? Согласно словарю Ожегова, «обещание – это добровольное обязательство сделать что-нибудь» [2]. То есть, если лицо пообещало или дало обязательство на совершение посредничества во взяточничестве оно подлежит уголовной ответственности. Здесь понимается преступление с усеченным составом.

В усеченной форме состава преступления для наличия оконченного преступления не требуется ни общественно опасных последствий, ни доведения до конца действия, способного вызвать указанные последствия.

Однако, не ясно как интерпретировать обещание как начало совершения действий, само действие или как бездействие. По мнению А.И.

Чучаева, наказуемость обещания посредничества в случае, если они не подкреплены конкретными действиями во исполнение преступного намерения, невозможна, поскольку в отсутствие таких действий обещание образует ненаказуемое обнаружение умысла [3].

Никаких действий (начало их совершения) здесь произвести не возможно, если, конечно, не составить письменного документа (например: расписки о том, что в дальнейшем обязуюсь поучаствовать в качестве посредника). Исполнение обещания, по смыслу данной статьи должно квалифицировать по ч.1 ст.291.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Если бездействие – это неисполнение обещания, то выглядит нелепым наказывать лицо, которое добровольно не выполнило своих обязательств по посредничеству во взяточничестве, либо же наказать человека лишь за то, что напрасно вселяет надежду о принятии участия в качестве посредника. Говоря о санкциях по ч.5 статьи 291.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации, т.е. за само обещание, то здесь стоит задуматься над тем, что максимальное наказание за данное преступление предусматривается в виде лишения свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки. Тогда как по ч.1 этой же статьи за само непосредственное участие в преступлении (совершение активных действий) максимальное наказание – лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки. Таким образом, получается, что обещание по смыслу законодателя носит большую степень общественной опасности. Следовательно, на основании статьи 15 УК РФ непосредственное посредничество (ч.1 ст.291.1 УК РФ) квалифицируется как преступление средней тяжести, а обещание в посредничестве (ч.5 статьи 291.1 УК РФ) – как тяжкое преступление, со всеми вытекающими последствиями для лица, совершившего преступление.

Примечательно, что это не ошибка законодателя.

Так министерство труда разработало специальный «Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как соглашение принять взятку или как просьба о даче взятки [4]». В них также указано, что санкции, предусмотренные пятой и первой частями статьи 291.1 УК РФ, показывают, что обещание взятки или предложение посредничества во взяточничестве считается законодателем более опасными, нежели собственно посредничество.

В связи с этим Ткачев О.И. предполагает, что обещание или предложение посредничества во взяточничестве представляет собой только обнаружение умысла, криминализация которого не только нарушает общепризнанный принцип ответственности только за деяние (ведь «мысли не могут быть наказуемы»), но также противоречит принципу равенства граждан перед законом [5].

Таким образом, получается, что лица, высказавшие намерение дать взятку и получить ее, ответственности не подлежат, тогда как тот, кто высказал намерение непосредственно передать взятку, будет отвечать по ч.5 статьи 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Анализируя судебную практику [6], приходим к выводу о том, что применение положений об ответственности за обещание посредничества во взяточничестве практически невозможно, что делает это положение бесполезным. Применяя ч.5 статьи 291.

1 УК РФ суды в большинстве решений привлекают к уголовной ответственности за фактически неоконченное посредничество по не зависящим от лица обстоятельствам. По смыслу уголовного закона обещание в посредничестве было бы правильнее толковать как приготовление к посредничеству (ч.

1 статьи 30 УК РФ), нежели как за оконченное преступление.

[1] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 04.08.2014г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. — №25. – Ст.2954 [2] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений // Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковик, 1999. – 944с. [3] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (исправлен, дополнен, переработан) Под ред. А.И. Чучаева // КОНТРАКТ, 2013 [4] Сухаренко А.Н. Антикоррупционная политика России: состояние и проблемы // Юридический мир. — 2013. — № 11. — С. 15 — 19. [5] Ткачев О.И. «Ответственность за обещание или предложение посредничества во взятничестве» // Российская юстиция, М.: изд-во «Юрист». – 2012. — №3. – 2с.

[6] https://rospravosudie.com

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *