Новое в законодательстве о судебных приставах — советы опытного юриста

ФССП — это орган исполнительной власти. Данная служба обязана обеспечивать исполнение судебных постановлений. Как всякая госструктура, она периодически подвергается реформам, направленным на улучшение ее работы и улучшение материального состояния служащих.

В статье рассматриваются основные реформы ФССП и последние новости на основании принятого закона о судебных приставах, вступившего в силу с 1 января текущего года. Указанные в законе реформы правительство собирается провести в 2020-2021 годах. Ожидается, что оптимизация работы ФССП продолжится не только в 2021, но и в 2022 году.

Новое в законодательстве о судебных приставах - советы опытного юристаПоследние новости об ФССП обещают значительное расширение ее полномочий в 2021 году.

⌚ Суть реформы и преимущества силовой структуры

Решение перевести приставов в силовые структуры вызвано низким правовым положением судебных приставов в иерархии госструктур  России. В настоящее время у пристава есть некоторые полномочия представителя власти. Он имеет право применить оружие и физическую силу.

Это свидетельствует о том, что пристав по своему положению не просто чиновник. Но сотрудники ФССП не имеют  таких же полномочий, как у сотрудников  правоохранительных органов, не обладают офицерскими званиями. Новый закон устраняет все эти недоработки в законодательстве.

Основная суть реформы состоит в том, что с начала 2020 года служба ФССП приобретает статус силовой структуры. Благодаря новому статусу и будут проведены положительные преобразования  этой организации, такие как:

  • значительное повышение зарплаты;
  • улучшение пенсионного обеспечения;
  • повышение социальной защищенности служащих;
  • различные льготы, присущие силовым структурам.

Согласно новому статусу требования к работе судебных приставов вырастут, но будет значительно улучшаться материальное положение всех работников этой службы. 

Аналитики утверждают, что после того, как судебные приставы стали силовой структурой, их уровень доходов приблизится к доходам сотрудников МВД. Согласно реформе теперь на итоговый заработок служащих ФССП окажет влияние доплата за офицерское звание. Эксперты утверждают, что точно такое формирование зарплаты, как в 2020 году, будет действительно и в 2021 году, и в дальнейшем.

???? Уменьшение пенсионного возраста ФССП

Новый закон полностью изменит пенсионное обеспечение этой категории служащих. У сотрудников ФССП оно станет таким же, как у военнослужащих. Каждый сотрудник ведомства сможет выйти на пенсию отслужив на службе 20 лет или  достигнув возраста 45 лет. Ожидаемый средний размер пенсий в ФССП значительно возрастет.

???? Надзор над финансовыми организациями

Данный законопроект  разрабатывается Министерством Юстиции РФ. Этот закон будет устанавливать порядок действий по возврату просроченной задолженности физических лиц. Контроль над этим планируют практически полностью отдать ФССП. Закон может вступить в силу с первого января 2021 года.

С 2016 года и в настоящее время момент ФССП контролирует деятельность профессиональных коллекторов.

Предполагается, что в 2021 году ФССП будет осуществлять контрольно-надзорные полномочия в области возврата просроченной задолженности физлиц также над банками, операторами связи, микрофинансовыми организациями.

Если закон вступит в силу, количество контролируемых организаций может вырасти до 43,350 тыс, из которых:

  • 1,9 тыс. — микрофинансовые организации;
  • 800 — кредитные организации;
  • 200 — операторы связи;
  • 250 — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • 2,1 тыс. — кредитные потребительские кооперативы;
  • 900 — сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
  • 12,9 тыс. — ресурсоснабжающие организации;
  • 4 тыс. — ломбарды;
  • 20 тыс. — управляющие компании.

По причине увеличения количества контролируемых организаций будет происходить значительное расширение штата работников ФССП. Таким образом, в результате расширения полномочий ФССП к 2021 году значительно увеличится и зарплата судебных приставов.

???? Рост заработной платы ФССП

Досрочный выход на пенсию и довольно высокая зарплата делают эту работу более привлекательной.

Но есть уже предпосылки, что будут рассматриваться некоторые правила создания дополнительных  стимулирующих выплат для стимулирования работников. Эти выплаты будут в виде премии лучшим работникам.

Также запланирована индексация ЗП в 2021 году. Но эти предложения пока только в проектах, они еще не утверждены на законодательном уровне.

???? Создание единого банка данных ФССП

Создан  «Банк данных исполнительных производств». Этот банк содержит полную информацию обо всех делах, которые находятся в работе у российских судебных приставов.

В банке находятся все сведения о должнике, о постановлении суда, о требованиях, которые содержатся в исполнительном документе, данные об имуществе должника или его розыске, многие другие сведения, а также наименование и адрес подразделения, где ведется данное производство, что позволит усилить контроль за территориальными ведомствами. К «Банку данных исполнительных производств» существует открытый доступ в сети.

Благодаря созданию такой информационной системы, каждый желающий может получить сведения о состоянии своих данных по какому-либо исполнительному документу.

Вместо того чтобы проводить время в очередях перед кабинетами приставов, каждый может узнать о решении своего вопроса на сайте, а также о сумме имеющейся задолженности.

На сайте есть возможность погасить свою задолженность через Интернет с использованием банковской карты.

Такая система дает  возможность свободного доступа к информации об исполнительных производствах, что может оказаться полезным как в личных целях, так и для бизнеса. Создание «Банка данных исполнительных производств» позволило начать электронный документооборот, что значительно облегчило работу рядовых приставов и граждан.

????️ F.A.Q. по ФССП

Да, пристав может вынести такое решение при наличии непогашенных задолженностей по алиментах, причинению имущественного ущерба, долгов свыше 30000 рублей и сроком больше двух месяцев и еще ряде случаев.

На данный момент в статье представлена полная информация о расширении полномочий и нет других сведений.

Соответствующий законопроект в данный момент разрабатывается министерством юстиции и предусматривает проверку жилого помещения в многоквартирном доме судебными приставами, когда есть данные о нарушениях при перепланировке и ремонтных работах по установке газового оборудования. Но до реализации еще очень далеко и не факт, что данный закон будет принят.

Действительно, количество судебных производств по алиментам неуклонно растет, но самое большое количество долгов граждан — по потребительским кредитам.

???? Что в итоге?

Таким образом, реформа ФССП  прежде всего обеспечила переход данного ведомства в статус силовых структур, и вследствие этого происходит в первую очередь повышение заработной платы и сокращение пенсионного возраста. Это основные моменты данной реформы, которые задают направление на дальнейшую реорганизацию в 2021 году. По мере появления последних новостей об ФССП мы будем обновлять статью.

Новое в законодательстве о судебных приставах - советы опытного юриста

Журналист, стаж 5 лет.

Специализация — социальные новости.

Пристав причинил ущерб. Взыскание ущерба со службы судебных приставов

7 апреля 2021 в 21:00

Новое в законодательстве о судебных приставах - советы опытного юриста

Главная обязанность службы судебных приставов – помочь взыскателям реализовать решения суда, иные ненормативные акты, в том числе, истребовать от должников деньги, вещи, ценные бумаги.

Для этого приставы наделены полномочиями, такими, как запрашивать информацию об имуществе и имущественных правах должника, о состоянии их расчетных счетов, налагать аресты и запрещать регистрировать переход прав, изымать и реализовывать имущество.

Если пристав не выполняет свои обязанности либо, наоборот, злоупотребляет своими правами, совершает незаконные действия, то в результате вред может быть причинен как взыскателям, так должникам, и даже третьим лицам.

Но чтобы взыскать убытки, необходимо доказать наличие всех компонентов: их размер, неправомерность поведения приставов, причинно-следственную связи между ними.

Поэтому иски о возмещения вреда и взыскании убытков в связи с незаконным поведением должностных лиц — одни из самых сложных.

Итак, поговорим про взыскание ущерба с ФССП.

Вред и ущерб, в чем разница?

В статье 16 ГК РФ упоминается о взыскании убытков с должностных лиц и государственных органов, а в статье 1064 ГК РФ — о возмещении вреда.

Верховный суд для целей применения статьи 1064 ГК РФ трактует вред как уменьшение материального или нематериального блага, охраняемого законом. В свою очередь причинение такого имущественного вреда влечет обязательства виновного лица возместить убытки (Определение ВС РФ №81-КГ14-19 от 27 января 2015 г.).

 В силу п. 2 ст. 15, ст. 16 ГК РФ убытки – это расходы, которые потерпевший вынужден нести, чтобы восстановить свои нарушенного права, свое поврежденное благо, а также гибель или повреждение его имущества (реальный ущерб). Кроме того, к убыткам относят и упущенную выгоду.

Новое в законодательстве о судебных приставах - советы опытного юриста

Таким образом, вред — понятие более широкое, оно предполагает повреждение, уменьшение каких-то благ, вред может быть как моральным, так и материальным. А ущерб – это материальное последствие причиненного имущественного вреда, выраженное в несение расходов на восстановление права или в утрате определенного имущества.

Моральный вред

Моральный вред подлежит компенсации, когда нарушены личные неимущественные права или нематериальные блага (ст. 151 ГК).

В силу части 2 статьи 1099 ГК РФ, если пострадали только имущественные интересы, то моральный вред компенсируется только, если это прямо установлено законодательством. ВС РФ в Определении от 21.03.

Читайте также:  Помощь адвоката при лишении водительских прав - советы опытного юриста

2016 года №309-ЭС16-813) указал, что исполнительное законодательство не содержит указания на возможность возмещения морального вреда, поэтому причинение материального ущерба не влечет за собой возмещения морального вреда.

Это возможно только, если удастся доказать, что в результате неправомерного поведения должностных лиц пострадали нематериальные блага (жизнь, здоровье, деловая репутация, неприкосновенность жилища, свобода передвижения, семейная тайна и т.п.).

Например, был возмещен моральный вред гражданину, который не смог выехать на отдых за рубеж вместе с женой, так как пристав не сообщил своевременно о снятии ограничений в пограничную службу.

Неправомерное поведение пристава посягало на принадлежащее истцу нематериальное благо (ст.

150 ГК РФ) — свободу передвижения, а также было нарушено право на семейный отдых, кроме того, истец являлся потребителем туристических услуг (Апелляционное определение Костромского областного суда от 14 января 2019 г. N 33-55/2019).

Минфин согласился на появление в России частных судебных приставов :: Экономика :: РБК

Минфин поддержал создание института частных приставов, о его поэтапном внедрении говорится в обзоре бюджетных расходов для ФССП. Частникам могут передать взыскание долгов для бизнеса, но не в пользу государства или населения

Новое в законодательстве о судебных приставах - советы опытного юриста

Сергей Коньков / ТАСС

Российские власти проработают внедрение института частных судебных приставов, которые смогут заниматься взысканиями долгов в пользу бизнеса. Соответствующая рекомендация содержится в обзоре бюджетных расходов на реализацию функций и полномочий Федеральной службы судебных приставов (ФССП), подготовленном Минфином.

«В целях оптимизации расходов федерального бюджета, а также повышения эффективности функционирования системы принудительного исполнения в целом представляется целесообразным рассмотреть вопрос постепенного (поэтапного) внедрения элементов частного исполнения», — говорится в документе.

Предполагается, что на первом этапе частные приставы займутся взысканиями в пользу юридических лиц, а за ФССП останется взыскание задолженностей в пользу госорганов и физических лиц.

Как отмечается в обзоре, в России уже есть опыт интеграции элементов частного исполнения в государственную систему принудительного исполнения. Функционируют коллекторские организации и институт частного сыска, позволяющий разыскивать имущество должника или самого должника без привлечения госведомств.

Однако эти элементы частного исполнения «ввиду недостаточного их развития не позволяют в полной мере обеспечить как повышение результативности функционирования системы принудительного исполнения в целом при сохранении текущего уровня финансирования, так и экономию бюджетных средств при сохранении аналогичных показателей результативности», указано в документе.

В пресс-службе Минфина РБК сообщили, что обзор бюджетных расходов — это инструмент, направленный на определение и сравнение различных вариантов экономии бюджетных средств, а также высвобождение недостаточно эффективно используемых ресурсов для их перенаправления на решение приоритетных задач. «По результатам проведенного обзора бюджетных расходов на реализацию функций и полномочий ФССП в документе представлены предложения по совершенствованию работы в этой области», — заявили в ведомстве. РБК ожидает комментариев от ФССП.

Перегруженные приставы

Основная нагрузка ложится на приставов в связи с взысканиями в пользу государственных органов, следует из обзора. В 2018 году эти взыскания составили почти 69% от всех исполнительных производств.

Доля взысканий в интересах юрлиц — 24%, физлиц — 5%.

Но именно долги юридическим лицам составляют львиную долю от общей суммы, подлежащей взысканию на конец 2018 года, — 70% в 2018 году, или около 7,3 трлн из 10,4 трлн руб.

Работа одного пристава-исполнителя ФССП обходится бюджету в среднем в 715,8 тыс. руб. (по данным за 2018 год).

В обзоре отмечается существенная нагрузка на судебных приставов-исполнителей из-за большого количества производств, приходящихся на одного сотрудника, и сложных процедур обязательного документооборота. По информации ФССП, фактическая нагрузка на сотрудников в 13,8 раза превышает норму, определенную Минтрудом и Минюстом.

ФССП остается одним из крупнейших государственных органов по количеству служащих. На конец 2017 года, по данным Минфина, в ведомстве с его сетью территориальных органов по всей стране работали почти 71 тыс.

человек (третье место среди госорганов по числу сотрудников). На начало 2019 года там насчитывалось более 81 тыс. сотрудников, следует из обзора.

На работу ФССП в прошлом году из федерального бюджета было выделено 48,6 млрд руб.

По данным Европейской комиссии по эффективности правосудия, в 11 странах Европы приставы работают исключительно в частном статусе, например в Эстонии, Венгрии, Латвии, Монако, Нидерландах. Частные судебные исполнители есть также в Болгарии и Казахстане.

Что предлагает бизнес

Предложения о создании института частных приставов не первый год исходят от бизнес-сообщества и органов власти.

  • Еще в 2006 году такой эксперимент предложил возглавлявший тогда Минюст Юрий Чайка.
  • В 2014 году Минюст разработал законопроект о частных приставах, но он не был принят.
  • В 2017 году Центр стратегических разработок, который возглавлял Алексей Кудрин, выпустил доклад с предложением ввести институт частных судебных исполнителей.
  • В марте 2019 года о планах разработать законопроект о частных приставах заявил член бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), совладелец «Альфа-Групп» Михаил Фридман.
  • В октябре 2019 года свой вариант законопроекта «О частных судебных исполнителях» представила Торгово-промышленная палата (ТПП).

ТПП предлагает распространить деятельность частных приставов на исполнение решений по процессам с участием организаций, а также арбитражным делам.

Предполагается, что частные приставы за вознаграждение будут применять те же меры принудительного взыскания, что и госслужащие: арестовывать имущество и счета должника, обращать на них взыскание, требовать освободить помещение, если речь идет о недвижимости.

Согласно инициативе ТПП, частные исполнители будут подконтрольны и подотчетны ФССП, Минюсту, а также профессиональным объединениям.

Документ ТПП был направлен в Минюст. «Мы с Минюстом договорились, что проведем сейчас совместную работу по анализу действующего законодательства и вернемся к законопроекту.

Сейчас будем интенсивно проводить встречи с системными кредиторами и должниками, изучать, как работает законодательство», — сообщил РБК председатель совета ТПП по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза.

По его словам, эта работа займет около полугода.

Минюст совместно с заинтересованными органами власти рассматривал законопроект ТПП «О частных судебных исполнителях» и сопутствующие ему поправки к действующим законам, подтвердили РБК в пресс-службе ведомства.

«Принимая во внимание наличие множества замечаний концептуального характера, поступивших по результатам рассмотрения названных законопроектов, вопрос частной системы исполнения требует детальной проработки», — отметили в Минюсте.

РСПП поддерживает инициативу и ведет над ней работу, однако итогового документа с предложениями пока нет, сообщил РБК вице-президент по корпоративным отношениям и правовому обеспечению РСПП Александр Варварин.

Что думают эксперты

Введение и функционирование института частных приставов может оказать как позитивное, так и отрицательное влияние на развитие сферы исполнительного производства, считает юрист практики «разрешение споров» компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Инна Иваникова.

Передача исполнительного производства в частные руки позволит снизить нагрузку на судебного пристава-исполнителя и значительно оптимизировать бюджетные расходы, отмечает она, напоминая, что бизнес-сообщество максимально старается избежать привлечения ФССП для принудительного исполнения решения судов, «поскольку на практике это долго и неэффективно — приставы не нацелены на скорость исполнения судебного акта».

Введение института частных приставов улучшило бы исполнение судебных решений в коммерческом секторе, считает юрист, но для этого необходимо хорошо проработанное нормативно-правовое регулирование, контроль со стороны государства, четкое разграничение компетенций между государственной и частной системами исполнения. «Применение того или иного правового института к иной, не свойственной для него сфере общественных отношений может повлечь за собой такие риски, как неэффективность, безответственность и коррупция», — предупреждает Иваникова.

При работе над нормативной базой института частных приставов важно исходить из баланса, при котором все равно государственные полномочия полностью не перейдут частникам, сохранится возможность контроля, апелляции, поддерживает директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков. «То есть, если даже передавать в формате государственно-частного партнерства часть функций, то исключительно в тех случаях, где не возникнет рисков злоупотребления и сохранится защищенность граждан от произвола компаний, которые могут погнаться за прибылью», — подчеркивает он.

Руководитель департамента контроля качества юридической службы «Амулекс» Нурида Ибрагимова считает идею утопичной. «Частные приставы в России с большой вероятностью будут, по сути, коллекторами, наделенными властными полномочиями. Применение института частных приставов приведет к тем же последствиям, что и у коллекторов.

Законодательство будет многократно изменяться и дополняться, причем результат будет плачевный, а нарушений со стороны частных приставов будет еще больше, появится дополнительный повод для расцвета коррупции», — утверждает она.

По мнению Ибрагимовой, оптимальным решением проблемы чрезмерной нагрузки на судебных приставов является повышение престижа профессии и зарплат, что привлечет в нее больше высококвалифицированных специалистов.

Юристы по судебным приставам ФССП | Консультации по исполнительному производству |Услуги в суде| – Правовед Плюс

Новое в законодательстве о судебных приставах - советы опытного юриста

Решение суда не всегда выполняется добровольно и часто инициируется исполнительное производство. В этой ситуации законным исполнением решения суда занимаются судебные приставы. Не всегда они выполняют свою работу грамотно. Возникают задержки, выносятся отказы и это неприятно для любого человека, который выиграл суд. Да и ответчику нужно отстоять свои имущественные интересы.

Читайте также:  Каковы основные условия брачного договора? - советы опытного юриста

Как противостоять приставам ?!

  • Вам поможет консультация юристов по вопросам исполнительного производства.

Мы сможем добиться решения вопросов отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов и актов других органов, изменение способа и порядка их исполнения взыскание ущерба, причиненного действиями судебных приставов-исполнителей, за кратчайшие сроки по любым категориям гражданских, арбитражных, административных дел. Не каждый человек может разобраться в сложных правовых коллизиях, связанных с исполнительным производством. Просто доверьтесь профессионалам компании «Правовед-Плюс».

Какие юридические услуги по исполнительному производству предоставляет наша компания ?!

В первую очередь мы находим индивидуальный подход к каждому клиенту обратившемуся к нам и детально изучаем ситуацию. В спектр правовых услуг компании «Правовед-Плюс» входит:

  • Консультирование по любым вопросам связанным с ведением и исполнением производства судебными приставами;
  • Помощь юриста в освобождении имущества от ареста (исключение из описи). Быстро и законно добьемся отмены ареста в отношении объектов движимого, недвижимого имущества, банковских счетов;
  • Восстановим сроки подачи исполнительного листа. Юристы по восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению, помогут организовать процедуру через арбитражный, районный либо мировой суд;
  • Окажем содействие юристов в контроле за действиями судебных приставов и проконтролируем законность любых процессуальных решений;
  • Обжалуем любые действия и документы, вынесенные судебным приставом. Адвокаты по обжалованию действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя, подготовят жалобу в судебный орган и отстоят ваши нарушенные интересы;
  • Найдем движимое и недвижимое имущество. Юристы по поиску имущества должника, смогут определить какое ликвидное имущество есть к обращению, скрывается ли оно. Также окажем консультации юриста по участию в реализации имущества должника;
  • Ознакомимся с материалами исполнительного производства, оценим перспективность дела и выработаем наиболее эффективную тактику защиты интересов клиента. Услуги юриста по ознакомлению с материалами исполнительного производства, позволят определить законность решения судебных приставов;
  • Привлечем ответчика по всей строгости закона. Гарантируем помощь юриста по подаче заявлений о привлечении должника к уголовной ответственности за злостное уклонение от исполнения решения;
  • Осуществим помощь в отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов и актов других органов, подобрав удобные сроки и решив проблемы с выплатами.

Мы оказываем комплексное представление интересов кредитора (должника) в органах службы судебных приставов, начиная от консультаций и заканчивая обжалованием в судебном порядке любых действий пристава.

Если вам нужна помощь в получение исполнительного листа, устные, письменные, развернутые консультации, ведение производства то в таком случае обращайтесь к нам.

Адвокаты по представлению исполнительных документов к исполнению, оказывают услуги как истцам, так и ответчикам.

Юрист по судебным приставам – гарантия ваших законных прав!

Если вам требуется правовая помощь, то тогда обращайтесь за ней в компанию «Правовед-Плюс». Мы гарантируем бесплатную консультацию по исполнительному производству.

Наши специалисты внимательно ознакомятся с вашей проблемой, проведут правовой анализ, подготовят план действий по защите ваших интересов как перед судебными приставами, так и в судебном порядке.

Мы работаем индивидуально и строго в рамках действующего законодательства с каждым клиентом, предлагаем эффективную помощь и недорогую стоимость услуг юристов.

Вернуть свое: как взаимодействовать с судебными приставами-исполнителями, чтобы получить долги

В настоящее время в экономически и социально сложный финансовый период свободные средства – это необходимое условие выживание бизнеса. Как быть, если Вы одержали победу в рамках судебного разбирательства и получили исполнительный документ? Как получить свои деньги? Ведь формально Вы «отсудили» денежные средства у должника, а по факту — кошелёк «не потолстел».

Общие представления о том, что делать в такой ситуации есть у каждого — обратиться в службу судебных приставов. При этом взыскатели делятся на два вида:

  1. Кто ждет от пристава максимального результата и уверен, что государственный служащий всё взыщет;
  2. Кто отдает лист, ни на что не надеясь, понимая, что система работает со сбоями, но от него ничего не зависит.

Позиция каждого из двух типов взыскателей верна по-своему. Судебные приставы-исполнители – это действительно государственные служащие, деятельность которых направлена на защиту прав и законных интересов взыскателей и взыскание долга в короткие законные сроки. С другой стороны, загруженность судебных приставов не позволяет им оперативно и по максимуму выполнять свою работу.

В итоге мы получаем следующую картину: надлежащее исполнение судебных актов происходит при систематическом и всестороннем давлении на судебного пристава-исполнителя. При этом, именно работа юристов с судебными приставами-исполнителями дает нужный положительный эффект.

Основу этой работы составляет знание соответствующего законодательства, механизмов работы приставов изнутри, а также внимательный и системный подход к делу.

Системность в таком случае проявляется во всем: в тщательном контроле за соблюдением судебным приставом установленных законом сроков отдельных процессуальных действий, оперативной реакцией пристава на поступающую ему информацию об обнаруженном имуществе и денежных средствах, применением приставом максимального количества мер по ограничению прав должника с целью оказания на последнего всевозможного законного давления, систематичностью и последовательностью действий пристава. Допускается и приветствуется оказание содействия приставу в части предоставления ему сведений о месте работы должника, наличии у него имущества и месте нахождения последнего. В качестве особых мер воздействия на пристава нередко применяются жалобы вышестоящему руководству, заявления в суд о признании действий/бездействия судебного пристава незаконными, а также иные судебные иски.

Процедура взыскания задолженности через ФССП России

Сразу после возбуждения исполнительного производства наступает так называемая стадия «затишья», когда судебный пристав-исполнитель направляет запросы об имущественном положении должника в кредитные организации и государственные органы (МВД, Росреестр и т. п.), а также ожидает получения постановления о возбуждении исполнительного производства должником. Эта стадия фактически около месяца.

Существует три вида дальнейшего развития исполнительного производства.

Первый. У должника на расчетных счетах находятся денежные средства достаточные для погашения задолженности и пристав обращает на них взыскание, переводит всю сумму взыскателю и оканчивает исполнительное производство. Вся процедура этого вида займёт около двух недель.

Второй. У должника нет денежных средств на расчетных счетах, нет иного имущества (за исключением единственного жилья). Пристав спустя два месяца вправе окончить такое производство с актом о невозможности исполнения решения.

При этом никто, за исключением, пожалуй, взыскателя, не будет смущен тем обстоятельством, что от пристава должник уехал на «крузаке». Здесь важно понимать, что так называемые «опытные» должники всячески скрывают свои права на имущество.

Третий. У должника на расчетных счетах нет либо недостаточно денежных средств для погашения задолженности в полном объёме, но есть какое-либо иное имущество (транспортное средство, недвижимость и т. п.) или постоянный доход (зарплата, пенсия и т. п.).

Такой сценарий можно назвать «вечным». Судебный пристав выносит запрет на отчуждение имущества, но никаким образом не будет заниматься его фактическим поиском или реализацией так как не позволяет время (или желание).

При этом выносится постановление об обращении взыскания на половину периодического дохода и такие отчисления переводятся взыскателю. И даже при таких «лояльных» к должнику мерах, процент удержания может быть снижен как самим приставом, так и судом.

А теперь представьте, что должник официальный доход должника 20 000 рублей, а задолженность перед Вами «перевалила» за миллион.

В целом, картина выглядит печально. Особенно если учесть, что полномочия пристава по ограничению прав должника шире, чем кажутся.

Так, например, через суд судебный пристав вправе обратить взыскание на земельный участок должника; установить совместно нажитое в браке имущество, выделить из него долю должника и обратить на неё взыскание; обратить взыскание на долю должника в уставном капитале юридических лиц и реализовать её; объявить транспортное средство должника в розыск, арестовать и реализовать. Даже простой выезд пристава по месту регистрации должника и составление акта описи и ареста имущества, находящегося в помещении должника может иметь колоссальный эффект.

И данные меры не предел возможностей взыскания. Но они обладают максимально негативными для пристава свойствами — они трудозатратны.

  • Именно поэтому в процедуре взыскания задолженности Вам необходим «свой» специалист, владеющий глубоким знанием в сфере ведения исполнительного производства, обученный всем тонкостям процессов взыскания, а самое главное – обладающий временем, ресурсом и желанием защищать Ваши интересы в исполнительном производстве.
  • Таким образом, обращение к высококвалифицированному специалисту по вопросам взыскания просроченной задолженности в исполнительном производстве — единственный правильный вариант, если Вы хотите, чтобы Ваш кошелек действительно «потолстел».
  • Если у Вас сложились трудности и процесс возврата долга затянулся, — пройдите тест, который поможет определить вероятность взыскания, а также получите пошаговую инструкцию для самостоятельного взыскания долга.
Читайте также:  Адвокат по уголовному делу - погашение судимости - советы опытного юриста

Мифы о приставах

Как бывший сотрудник ФССП и как нынешний практикующий юрист, смотря на реалии службы с обеих сторон, возьму на себя смелость развенчать некоторые популярные мифы и заблуждения о работе службы судебных приставов, бытующие среди граждан и постоянно всплывающие в обсуждениях.

Да, существующее положение дел ставит приставов в условия выживания, а успешное взыскание по обычному долгу является исключением из правил. Но в этой статье не об этом. Итак, мифы…

Миф № 1: приставы ничего не делают

Начнем с самого дискуссионного мифа. Обыватель этого не видит, но в реальности рядовые работники службы сильно загружены и потому часто не успевают сделать многое из того, чего от них ожидают.

Их работа включает следующие действия: выполнение планов и указаний руководства, направление запросов, просмотр ответов, прием дел уволившихся сотрудников, передача дел при увольнении, работа по резонансным и социально значимым производствам, ответы на жалобы, походы в суд, сдача дел в архив, по остаточному принципу – открытие шкафа и исполнение выпавших из него производств. Эта работа не видна взыскателю, который приходит на прием, видит тесный коридор и огромную очередь перед входом, но она есть, и от этого никому не легче.

О возможных способах изменения ситуации расскажу дальше.

Миф № 2: повышение зарплаты приставов исправит ситуацию

Увы, нет. Из-за большой нагрузки приставы могут уделять одному исполнительному производству не более 40 мин. в год. От его возбуждения до сдачи в архив.

К тому же необходимо отработать запросы об имуществе, сходить на арест, ответить на жалобы, посетить суд и оставить время на личный прием. Сами понимаете – это нереально.

Потому исполнение производится по выборочному принципу, между временными промежутками, отведенными на работу со статистикой и активными жалобщиками. Остальные же производства лежат мертвым грузом и откладываются до лучших времен.

Не согласны с представленными цифрами? Посчитайте сами, вот вводные: 86 млн производств в год должны быть исполнены 23 тыс. приставов-исполнителей за 8-часовой рабочий день.

Причем это не только накопленная нагрузка службы. Масштабы новых исполнительных документов – около 60 млн – также не оставляют шансов на нормальное ведение приставами исполнительных производств.

Повышение зарплаты пойдет на благо. Но системной проблемы ненадлежащего и несвоевременного исполнения не решит. Это можно сделать путем увеличения количества приставов и/или сокращения нагрузки.

Миф № 3: нужно ввести правильные нормативы (KPI), тогда приставы будут хорошо работать

И вновь – нет. Эффективно решать задачи, которые ставятся перед приставами, не позволяет имеющаяся нагрузка, но как введение нормативов поможет с ней справиться?

Они у службы имеются и порой даже выполняются. Но за счет чего и какой ценой? Введение нормативов в подобных ситуациях всегда приводит к тому, что работа оказывается нацеленной на подгонку результатов под них, а не их выполнение.

  • Образно выражаясь, двумя ведрами воды бассейн не наполнишь, какие бы нормативы по степени оцинкованности ведер или глубине цвета кафеля ни вводились.
  • Повторюсь, что решение проблемы ненадлежащего исполнения службой своих задач возможно по двум направлениям: расширение штатной численности и/или уменьшение количества поступающих на исполнение документов.
  • Миф № 4: приставы забирают себе вознаграждение от взысканной суммы

Распространенное заблуждение. Хотя раньше это было так, когда-то очень давно, еще в прошлом веке. Затем премиальную сумму ограничили 1 тыс. руб., а с 2004 г. и вовсе отменили.

Да, величина взысканного сбора указывает на степень эффективности работы службы и влияет на оценку ее деятельности. Но сейчас взысканный исполнительский сбор полностью идет в бюджет.

Вместе с тем лично я являюсь противником возвращения этой нормы, по крайней мере в обсуждаемых редакциях.

Вознаграждение пристава положительно отражалось на имидже службы в целом и профессии судебного пристава в частности, но во многих, если не в подавляющих, случаях оно приводило к тому, что приставы занимались исполнением наиболее легких дел, оставляя сложные пылиться на полке. Отвечает ли такое положение целям и задачам принудительного исполнения? Полагаю, что нет.

Кстати, что касается взыскиваемых сумм. Служба приносит бюджету примерно 220 млрд руб. в год, при этом тратит на свои нужды, в том числе зарплату, материальное и техническое обеспечение, около 40 млрд.

Миф № 5: частные приставы исправят ситуацию

Не исправят. Улучшат, сократят нагрузку на государственных приставов, но не исправят. Более того, введение института частных приставов многими будет воспринято негативно.

Здесь я считаю важным уточнить, что сейчас говорю именно о ситуации по исполнению судебных решений, а не об эффективности службы.

Скорее всего, частный пристав будет заниматься взысканием коммерческих долгов и кредитов. Это, во-первых, увеличит стоимость взыскания долга, а во-вторых, за счет дороговизны лишит «малоимущих взыскателей» возможности принудительного исполнения судебных решений, реализации их права на взыскание.

Правильно это или нет – вопрос дискуссионный. Не говоря уже о сохраняющихся при данного рода взыскании коррупционных рисках.

Миф № 6: у приставов плохая информатизация vs у приставов все электронно, достаточно только кнопку нажать

По моим субъективным ощущениям, лучше службы судебных приставов в плане информатизации развиты только МЧС и Центризбирком. Однако это не свидетельствует о легкости работы и об увеличении скорости исполнения.

То, что телекоммуникационная инфраструктура является одной из лучших, не означает, что этого достаточно. Стандарты, заложенные Правительством РФ несколько лет назад, уже давно не соответствуют современным требованиям по серверным мощностям, каналам связи и программному обеспечению.

Разрабатывать новые стандарты и получать на их реализацию финансирование – весьма ресурсоемкий процесс, в который вовлекаются многие ведомства. К тому же информационная готовность службы к взаимодействию в электронной форме оказывается несопоставимой с аналогичной готовностью других ведомств.

Расскажу о реальном случае. Во время работы в одном из субъектов мы прорабатывали вопрос информационного взаимодействия с одним из ведомств. Нам было необходимо оперативно отработать информацию по 400 тыс. исполнительных производств, а текущее взаимодействие с помощью бумажных носителей обеспечивало отработку не более тысячи запросов в месяц.

Вопросы будущего сотрудничества отпали после сообщения ведомства о том, что вся база у них хранится в картотеке на барабанах. Помните – раньше такие на вокзалах стояли? Кнопку алфавита нажимаешь – и барабан начинает карточки листать до выбранной буквы. Вот кое-где до сих пор так.

В будущем общее информационное взаимодействие установится, и стандартизация запросов будет реализована, но вот как скоро – вопрос открытый.

Миф № 7: приставы должны…

Приставы должны: убедиться в проживании должника по адресу и узнать об уплате штрафа (перед возбуждением производства); выяснить природу денег перед их арестом (социальные выплаты, зарплата); сделать копии всех документов; рассказать о ходе производства по телефону и т.д. и т.п.

Увы, не должны. Да, обязанности эти дискуссионны, а в некоторых случаях были бы полезны для службы, но обеспечить их исполнение в настоящее время невозможно в силу ряда технических или юридических моментов. Эти проблемы известны, но до сих пор не решены.

По закону, помимо выполнения требований исполнительных документов, приставы обязаны отвечать на письменные запросы сторон и обеспечивать их ознакомление с материалами производств.

Хотите получать информацию – придется идти на личный прием или подписываться на извещение в личном кабинете на сайте ФССП.

Другого определенного законом пути нет, а имеющиеся исключения являются доброй волей пристава, а не его обязанностью – это важно понимать.

Приставы такие же люди, и решению общих задач исполнения могут способствовать только взаимное уважение и профессиональный подход. А решению существующих проблем – терпение.

В заключение упомяну о неприятном для работников службы мифе: служба приставов дает уникальный опыт, с которым вас «оторвут с руками» в любой коммерческой фирме.

Это не так. Увы, могу это подтвердить своим примером и примерами моих бывших-нынешних коллег. В настоящее время запись «ФССП» в трудовой книжке не котируется у подавляющего большинства работодателей. С каких бы позиций вы из службы ни уходили.

Служба дает уникальный опыт тем, кто хочет и в состоянии его получить, но в большинстве случаев, особенно с учетом существующей текучки кадров под 40% в год, бывшие сотрудники на рынке труда не пользуются спросом. Поэтому, если вы решили завершить свои отношения со службой, сначала найдите место, а затем увольняйтесь.

Учтите, что вам придется доказывать свою грамотность и компетентность, преодолевая клише «бывшего госслужащего». Но если голова на плечах есть – все получится.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *